О любви, маловыразительности и соблазнах - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О любви, маловыразительности и соблазнах

О любви, маловыразительности и соблазнах

Общеизвестно, что журналисты любят себя чуть больше чем, к примеру, бизнесмены или шахтеры. Причина здесь простая - многие из нас считают свою профессию творческой.

  • 7 Февраля 2003
  • 933
Фото - Caravan.kz

Добавьте к этому еще публичность журналистов и политическую формулу про «четвертую власть», — и вы поймете, откуда появляется та гремучая смесь, которая поддерживает самомнение работников прессы на очень высоком уровне.
С другой стороны, приходится констатировать, что годы независимости Казахстана не привели к расцвету нашей журналистики. Наоборот, большинство СМИ из «всевидящих прожекторов социализма» переквалифицировались в примитивные «обслуживающие органы» властей любых мастей и местных олигархов. О самостоятельности же, собственном мнении журналиста или редакции сегодня вспоминают весьма редко. Зато потребитель ныне, открывая любую газету, включая телеканал, уже точно знает: КОГО там будут хвалить, а КОГО ругать. И в этой ситуации, в республике все чаще начинают вспоминать о том, что журналистика — это «вторая древнейшая профессия».
Но на любой «минус» всегда найдется свой «плюс». И вот в прошлом году часть журналистского цеха республики выступила инициатором серьезного разговора о ситуации в казахстанских средствах массовой информации. И в марте прошлого года в Астане состоялся I-й Конгресс журналистов республики. Больших успехов на нем достигнуто не было. Но Конгресс, хотя бы, начал движение в сторону установления цивилизованных отношений внутри, т.н. «четвертой власти».
И вот, на днях в Туркестане начался II-й Конгресс журналистов Республики Казахстан…
Регионал — это звучит?
Напомню, что одним из основных вопросов, вынесенных на II-й Конгресс журналистов страны, — стал вопрос о проблемах региональной прессы. Действительно, за бесконечными «информационными войнами» между алматинскими СМИ, судьба областной, городской и районной прессы в нашей республике была практически не видна.
Произвол властей, мизерное финансирование, низкий уровень профессионализма, — вот те основные недуги, которыми поражены ныне региональные СМИ. А выходов из сложившейся ситуации, как оказалось, пока не очень много. Почти столько же, сколько у них денег…
Вообще, надо отметить, что для большинства из 300-т участников II-го Конгресса журналистов проблемы региональной прессы стали, если так можно выразиться, весьма «горячей» темой. Это позволяет надеяться на то, что слова о решении этих проблем перейдут в конкретные дела. Впрочем, поживем, — увидим. Пока же региональным средствам массовой информации приходится работать в таких условиях, которые вряд ли могут представить их коллеги из Алматы.
В тоже время, не надо забывать, что, с приближением любых выборов роль СМИ в обществе возрастает. И власти и каждая из политических партий в этом момент стараются добиться благосклонности от прессы любыми средствами. Делается это, и с помощью, так называемых, «административных ресурсов», и, благодаря большим деньгам, и за счет олигархов, имеющих собственные медиа-ресурсы.
В этом году республику ждут выборы в региональные маслихаты. Возможно, состоятся и парламентские выборы. При таком раскладе, проблемы региональных и центральных средств массовой информации становятся общими. Несмотря, на все их специфические особенности и различия. Ведь в речь в этом случае идет уже не о тиражах и телерейтингах, а о способности журналистов противостоять материальным и моральным соблазнам…
II-й Конгресс журналистов нашей республики уже становится достоянием истории. Отличительной его чертой явилось то, что около 70 процентов делегатов на нем были представителями региональной прессы. А это — политический сигнал и властям и партиям, — о возрастании значения и роли местных СМИ в обществе. И теперь, только от самих журналистов зависит, кем их будут вскоре считать: бойцами «четвертой власти» или представителями «2-й древнейшей профессии».
Шоу были хилы
Еще 5 лет назад, когда в нашей стране заходил разговор о бедах пенсионеров, бесправии рабочих или нищете сельчан, — власть и общество это воспринимали, как серьезные темы для разговоров. Сегодня же публичное озвучивание этих проблем воспринимается лишь как элемент политического шоу очередной доморощенной партии. Уже никто не слушает, ЧТО говорит тот или иной партийный лидер. Все напряженно думают: ЗАЧЕМ же он заступился именно за эту категорию сирых и обиженных казахстанцев? И, КОГО из политических тяжеловесов он и его партия, с помощью своей псевдосоциальной болтовни, собираются повалить?
В то, что какая-либо партия может реально защитить чьи-либо права, — у нас сегодня уже верят не многие. А ведь, всего несколько лет назад, в республике фактически вообще не было никаких партий.
О кач-ве и колич-ве
К началу 2003 года в стране остались официально действующими чуть более десяти политических партий. Много это или, мало? вопрос риторический. Потому что демократия определяется не количеством, а качеством. Но этого у нас пока в республике не понимают; — не «вверху», ни «внизу». Отсюда появляется законодательное правило о «50-тысячной партийной планке». Отсюда — часть партий соревнуется между собой в скорострельности выдвигаемых ими лозунгов. Лозунгов, зачастую довольно глупых…
Здесь надо отметить, что от оппозиционных политических объединений (не прошедших, кстати, «50-тысячной» квоты) ждать другого, в общем-то, и не приходилось. Но вот, «шоуменские номера с лозунгами», — с которыми весь прошлый год выступали некоторые правые партии, — общественность явно не поняла и не приняла. И их лидеры имеют сегодня достаточно вялый и растерянный вид.
Но есть и еще одна категория партийных политиков. Это — парламентарии. У них уже есть места во власти. И единственное, что их волнует, — это перспектива подобные места потерять. Исходя из этого, многие инициативы депутатов не выглядят такими уж непродуманными. Взять, хотя бы, последние изменения в Закон РК «О партиях». Как не смеялись оппозиционные пресса и политики, Мажлис и Сенат парламента, чуть ли не единогласно, приняли поправку о пресловутых «50-тысячах». А парламент у нас из кого состоит? Правильно…
Пойдешь налево, — затопчут
Рассматривая нынешний «партийный ландшафт» республики, нельзя не подивиться тому, что практически все наши политобъединения находятся или в центре или, намного левее его. Даже созданная олигархами партия «Ак Жол», за год своего существования смело унеслась, со своего законного, правового фланга — на левый. Послушать сегодня ее лидеров, так нет у нас больших защитников простого народа, чем они.
Так же ведут себя и те, кого называют «непримиримой оппозицией». Эти, сплошь, бывшие когда-то «при власти» люди, — ныне все, как один, — ярые заступники казахстанской демократии. Правда, защищают они ее, почему-то, только за рубежом или перед иностранными посольствами и журналистами. В глубинку их сильно не тянет. А, если уж и приходится туда поехать, то наши «необольшевики» (так их кличут, из-за, воистину, ленинской непримиримости к оппонентам) стараются это сделать в стиле «галоп».
Самое же интересное, что, после того как партия «Отан» в конце прошлого года заявила о своих левоцентристских позициях, — наиболее правыми партиями в стране стали Аграрная и Гражданская партии. Вот уж действительно, парадокс казахстанской политической действительности! А, что думают сами партийные лидеры о сегодняшнем моменте и ближайших планах?..
Возвращаясь к проблеме нынешней политической ориентации среди казахстанских партий, нельзя не сказать о том, что их «левофланговая» скученность явно противоречит классическим законам предвыборной борьбы. Представьте себе, на предстоящих выборах наш избиратель получит, чуть ли не с десяток партий с левыми лозунгами. А т.к., про «свободу, равенство и братство» никто из них, видимо, даже не заикнется, — небогатой части электората будет весьма трудно понять: какая же из этих партий, чьи интересы отстаивает? Соответственно, непредсказуемыми будут и итоги выборов…
Невнятность, грязь и золото
Я уже писал выше, что в этом году нас точно ждут выборы в региональные маслихаты. Все больше экспертов говорит о том, что и парламентские выборы могут пройти уже в 2003 году. В этой ситуации, невнятность позиций и малоразборчивость в лозунгах у большинства политических партий страны, — безусловно, стимулируют повышение температуры на любого рода выборах.
Только вот, повышение это, наверняка, будет достигнуто не за счет горячих споров вокруг конкретных положений партийных программ, а благодаря использованию различных PR-технологий. В том числе, и грязных. Ведь некоторые наши коллеги из отдельных СМИ, ждут, не дождутся, когда на них прольется «золотой предвыборный дождь»…
Впрочем, не думаю, что именно к такому виду демократии мы стремились все годы независимости Казахстана.