Только услышишь в магазине «пожалуйста» и «спасибо», как тут же на выходе наталкиваешься на очередную грубость или неуважительное отношение со стороны любимых земляков.
Уроков хороших манер явно не хватает
По словам заместителя директора городского комитета образования Галины Самотокиной, на сегодняшний день в Алматы насчитывается 173 школы.
Из них 54 — частные. Так вот по информации комитета уроки хороших манер включены в программу только в частных школах.
А когда мы стали это перепроверять, то выяснилось, что и не во всех частных заведениях они имеются. А зря. Судя по тому, что мы наблюдаем на улицах, культуре поведения у нас учат более чем недостаточно.
Выйдешь на прогулку по Алматы, и первое, на что натыкаешься — обильно заплеванный асфальт. Особенно трудно уворачиваться, чтобы не наступить на выделения хамства по отношению к прохожим возле всевозможных академий, колледжей, школ, бильярдных и дешевых кафешек, то есть в местах скопления нашей молодежи.
Мы тоже были юными, но нам не приходило в голову плевать себе под ноги. Ну, если приспичило, то отойди в сторонку и плюнь в траву, сбоку от тротуара. Так ведь нет. Можно часто увидеть такую картинку — сядут в круг на корточки друзья посреди тротуара и поплевывают за разговором… Этакий «коллективизм» в действии.
— К чему до сих пор трудно привыкнуть, — вспоминает Владимир Осколков, профессор кафедры истории Каз ГНУ, по сравнению с Алматой 80-х, так это к взглядам в упор. Манера откровенно разглядывать прохожих, опять же присуща молодым. Глазели на себе подобных и раньше, но делали это незаметно, исподволь, в основном, когда интересующий объект отвернулся. Рассмотреть модный «прикид» алматинцы всегда были горазды, но проявлять откровенно свое любопытство считалось неприличным. Сейчас же все рассматривают всех в упор. Снизу до верху и сверху вниз. Смотрят так, как будто хотят загипнотизировать. Иногда даже кажется, что очередной «гипнотизер» просто не в своем уме.
Трудно не согласиться с представителем алматинской интеллигенции. Стараться не задеть друг друга, не обидеть — еще лет пятнадцать назад было нормой. Сейчас же кричащий ребенок, тычущий пальцем в сторону инвалида на улице и мамаша, безучастно жующая мороженое — обычное явление. И еще. Похоже большинству современных горожан теперь невдомек, что у нас правостороннее движение. Все идут по тротуару, кому как вздумается, натыкаясь друг на друга, конечно, и не подумав при этом извиниться.
А у нас во дворе
Большинство горожан живут в многоэтажках, которые, как правило, плотно примыкают друг к другу. В тесных дворах-коробках каждый день, вечер и заполночь пытаются развлечься тысячи маленьких алматинцев. Дети должны расти, резвиться и веселиться — это нормально. Но ежедневные крики в центре дворов начинаются примерно с часа дня и продолжаются до вечера. Причем, удивляет то, что взрослым не приходит в голову сделать замечание юным оболтусам, что кричать во всю глотку посреди двора — это хамство и, главное, вопли мешают отдыхать пожилым и больным людям, а также не дают спать маленьким детям и отработавшим в ночную смену.
К вечеру вседозволенность из крикливого безделья плавно переходит в вечерние посиделки с распитием спиртного. После них вокруг лавочек обычно валяются разбитые бутылки, раздавленные пивные банки и окурки. Коротать вечера во дворах стало модно не только со спиртным, но и под оглушительную музыку. Даже тройные стеклопакеты, которых в домах становится все больше и больше, не удерживают уличного шума. Подвыпившие меломаны реагируют на гневные просьбы жильцов сделать музыку потише однотипно: «А че? До одиннадцати имеем право». Банальный вопрос — куда смотрит участковый задавать бесполезно. Самого участкового, как правило, надо искать с собаками. На это у уставших за день жителей, обычно не остается ни сил, ни желания. А проблемы никакой бы и не было, если каждый родитель потрудился объяснить своему собственному чаду, что так вести себя баран недостойно и чревато неприятностями. Ведь большинство уличных драк и убийств, происходит именно в ходе обычных посиделок со спиртным. На языке полицейских это называется «бытовуха». Трудно себе представить, чтобы такая вот «бытовуха» произошла за красиво накрытым столом, в атмосфере взаимного уважения и соблюдения общепринятых норм поведения.
Школьные годы чудесные
По словам учителей, сегодняшние школьники переплюнут по хамству даже пресловутого «нового русского» из анекдотов. То, что ученики перебивают рассказ преподавателя во время урока, давно стало обычным явлением. Мало того, они позволяют себе презрительные высказывания и в адрес конкретных учителей, и в отношении профессии в целом. Маленькая зарплата считается в среде зеленых эгоистов чем-то постыдным. А человек, который ее получает, по их мнению «лох», не заслуживающий, чтобы его слушали. Хвастаться доходом родителей и дорогими вещами — стало нормой самовыражения. Школяры соревнуются сейчас не в уме, начитанности и спортивности, а в том, у кого отец богаче и кто успел чего перепробовать — алкоголь, наркотики, «колеса». Прогулявшись по школьным коридорам, можно так наслушаться матерщины, что всплывает вопрос — туда ли ты попал и дети ли вокруг? Прехорошенькие девочки в возрасте Джульетты сыплют отборным трехэтажным матом и одеты так, будто сразу же после уроков побегут отрабатывать на Саина. «Делать замечания нашим ученикам, — говорит преподаватель физики Надежда Павлушина, — мы стараемся все реже. Можно в ответ услышать такое, что сразу и не поймешь о чем речь».
Да и в самом деле, как можно пытаться воспитывать, к примеру, шестнадцатилетнюю девицу с зелено-красными волосами, когда она уже несколько раз делала аборт и курит анашу, как моджахед?
Вымогательство денег старшеклассниками у учащихся младших классов — тоже ни для кого не новость. Малыши платят, боясь расправы, и помалкивают — чтобы потом еще хуже не было. А затем эти «детки» оканчивают школу, и выходят «готовыми» в жизнь — в вуз, на производство, в сферу обслуживания или просто на улицу. Неужели мы еще много лет будем продолжать испытывать культурный шок при встрече с западной культурой, с их сервисом и формой общения, которые так не похожи на наши?
Наверное, с современным отношением к «необязательным» урокам хороших манер контраст между «их» поведением и «нашим» будет ощущать еще долго…