Его организатор – коллектив Казахского национального университета искусств “Шабыт”. Отметим, что этот фестиваль стартовал в 2018 году под названием “Ұшқын” (“Искра”). Но так как сегодня он стал более устойчивым (по словам организаторов, “из искры вспыхнуло пламя”), то в этом году решено было изменить его название на более звучное – “Томирис”.
Фестиваль этого года – короткий, проходил всего 3 дня в кинозалах университета “Шабыт”. Для участия в 2 конкурсах – национальном и международном, поступило 53 фильма.
В национальной программе “Томирис” объединил 4 киношколы Казахстана, продемонстрировавшие 19 картин. Их представили Национальная академия искусств им. Т. Жургенова, университеты “Туран” и “Шабыт”, а также новая киношкола при университете AlmaU, которая в этом году не участвовала в фестивале. В международном конкурсе участвовали 2 корейские киношколы, кыргызстанская, чешская, французская, армянская и из г. Санкт-Петербурга. Что касается 2 российских картин, в видеоролике с презентацией киношкол помимо их названия указывалась и страна, но Санкт-Петербургская высшая школа режиссеров стала исключением – она представила только город, не делая акцент на страну.
– Призеров пока еще нет, но очень важно, что у каждой из школ наметилась своя направленность, то есть у каждой из них имеются индивидуальные профиль и почерк, – сказала председатель национального жюри Гульнара АБИКЕЕВА. – У одних очень сильная кинодокументалистика, у вторых – операторское мастерство, а какая-то из школ сильна в анимации.
Она отметила, что “Томирис” снова возрождает фестивальное движение в Казахстане, которое за 2 года пандемии коронавируса “немного уснуло”. Не проводились МКФ “Евразия” и Алматинский фестиваль, исключением стал только “Байконур”, республиканский фестиваль короткометражного кино, который проходил в онлайн-формате.
Гостей из других стран в этом году тоже было немного. Приехали только члены международного жюри – Сергей Бодров (США), киноведы Гулбара Толомушева (Кыргызстан), Андроника Мартонова (Болгария), аниматор Мавзур Махмутов (Узбекистан), а участников представляли их посольства и культурные центры.
Напомним: председатель международного конкурса Сергей Бодров начинал свое творчество в Казахстане – в середине 80-х на “Казахфильме” он снял картину “Непрофессионалы”. Но самый главный его вклад в казахский кинематограф – лента “Монгол”. Режиссер вошел с ней в 2008 году в шорт-лист “Оскара”, представляя именно Казахстан. Сейчас Сергей Бодров является гражданином США, где проживает с супругой Гульшад (Гука) Омаровой, сыгравшей когда-то главную роль в фильме “Сладкий сок внутри травы”, где он был и автором сценария, и режиссером.
Про фестиваль студенческого кино этого года отличающийся немногословностью режиссер сказал достаточно сдержанно: молодежь надо поддерживать и т. д.
Воспользовавшись случаем, Бодрову-старшему напомнили на пресс-конференции, что сейчас, спустя 25 лет, в России снова вышли в прокат фильмы “Брат-1” и “Брат-2”, где в главной роли снялся его сын – Сергей Бодров-младший. Его киногерой, бескомпромиссный убийца и махровый ксенофоб Данила Багров, не любит “чурок”, евреев, американцев, “гнид чернокожих” и т. д. Фрагменты из интервью с Бодровым-младшим и реплики из фильма (“Русские своих на войне не бросают”; “Во время войны нельзя говорить плохо о своих, даже если они неправы”; “Сила в правде”) стали вирусными, и теперь личность самого актера и его неоднозначного героя российский зритель не разделяет.
На вопрос, почему именно сейчас, во время российско-украинского конфликта, российский кинопрокат вытащил 2 эти картины, Бодров-старший очень уклончиво, тщательно подбирая слова, ответил, что они напоминают ему о трагедии в Кармадонском ущелье (Северная Осетия), где его сын 20 сентября 2002 года пропал без вести, и ему больно говорить об этом.
Победители международного конкурса
Лучший игровой фильм – “Parole”, Vojtech Navotny (FAMU, Чехия).
Лучший документальный фильм – “When my carefree childhood ended”, Grant Sardaryan (Yerevan State Institute of Theatre and Cinematography, Армения).
Лучший анимационный фильм – “Metamorphoses”, Aitolkyn Almenova (КазНУИ, Казахстан). "Киношников никто не любит" — актёр рассказал, как обычные люди мешают снимать казахстанское кино
За лучшую работу режиссера – “Freckles”, Kim Jihee (Korea National University of Arts, Республика Корея).
За лучшую работу художника-постановщикa – “Zilch!”, Abylay Murashbekov (КазНУИ, Казахстан).
За лучшую работу оператора – “The Button”, Nursultan Sabdenov (КазНАИ им. Т. Жургенова, Казахстан).
За лучший сценарий – “Tradition”, Zhanuzak Mamytov (Кыргызско-турецкий университет “Манас”, Кыргызстан).
За лучшее исполнение мужской роли – “Parole”, Jakub Kalián (FAMU, Чехия).
За лучшее исполнение женской роли – женский актерский ансамбль фильма “The Indelible” (Korea National University of Arts, Республика Корея).
За лучшую работу композитора – “Zilch!”, Olzhas Baibekov (КазНУИ, Казахстан).
Специальный приз за лучшую операторскую работу от компании DaStore – “Quiet place”, Asan Djantaliev (Кыргызско-турецкий университет “Манас”, Кыргызстан).
Победители национального конкурса
Лучший фильм – “Отчаяние”, Алишер Аманбаев (КазНУИ).
Лучший режиссер – “Минус пять”, Рустем Дастанұлы (КазНАИ им. Т. Жургенова).
Лучшее визуальное решение – “Рамка”, Əйгерім Сүттібаева (КазНУИ).
Лучший сценарий – “Құдаша қыз”, Ризабек Арна, Айгерім Қалмұхаметова (КазНУИ).
Специальный приз
“The last night of the world” (“Завтра конец света”) – Эрик Завизион (КазНАИ им. Т. Жургенова).
“Главное – любить” – Меруерт Акитова (КазНУИ).
АЛМАТЫ