О душе общества и индивидов его составляющих - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+19 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О душе общества и индивидов его составляющих

О душе общества и индивидов его составляющих

Темой последнего в уходящем полугодии заседания Клуба Института политических решений (КИПР) стала "Психологическая безопасность казахстанского общества".

  • 22 Июня 2010
  • 3799
Фото - Caravan.kz

Принявшие в нем участие психологи-практики, психиатры, культурологи, социологи, философы и аналитики пытались определить границу «психологической нормальности» общества, за которой психика подвергается опасности.
Вообще, считают организаторы, вопросы психологической безопасности казахстанцев недостаточно обсуждаются. Между тем эта тема — одна из ключевых в контексте сохранения и приумножения качественного человеческого капитала страны в долгосрочной перспективе. Динамика социально-экономических изменений, революционное развитие информационных технологий формируют новую среду обитания человека, характеризующуюся высокой степенью неопределенности, стрессами и информационными перегрузками.
Угрозы негативного влияния на психологическое здоровье актуальны на уровне отдельного индивидуума, в разных социально-возрастных группах и в обществе в целом. Нередко опасность замаскирована: создатели различных сект, курсов лидерства, сетевых форм маркетинга, информационных интернет-ресурсов используют в своем арсенале новейшие технологии энергоинформационного воздействия на личность и целевые группы.
В результате — ценностная дезориентация, разрушение личности, потеря перспективных человеческих активов. Особенно уязвимо подрастающее поколение.
На заседании эксперты обсудили и попытались систематизировать угрозы и опасности психологическому здоровью казахстанцев, определили необходимые меры для обеспечения и повышения уровня психологической безопасности казахстанского общества.
Предлагаем вашему вниманию — фрагменты высказываний участников заседания и некоторые решения, озвученные в стенах КИПР.

Марат Шибутов, Ассоциация приграничного сотрудничества:
Почему в нашем казахстанском обществе нет психологической безопасности? Во многом причины кроются в отсутствии идеологии, сбитых ценностях и ориентирах. Люди воспринимают действительность не критически, они доверчивы и не умеют жить вне патерналистского общества. Казахстанцы до сих пор думают, что государство им все должно. Мировоззренческий кризис оставил людей в состоянии неизвестности и мнительности. Они стремятся уйти от реальности — употребляют легкие наркотики, попадают в христианские и псевдохристианские секты, увлекаются тоталитарными культами, например, «Алла Аят».
Суммарный показатель психологического здоровья общества — это количество самоубийств. Слом идеологических ценностей привел к дикому росту самоубийств. По данным ВОЗ за 2007 год, пик самоубийств приходится на возраст от 15 до 44 лет, особенно у мужчин. В год мы теряем 4000 самоубийц. Если смотреть по динамике, то с 1990 года наблюдается сверхсмертность среди мужчин. Большинство самоубийств происходит в 25, 35, 45 лет — это самый плодотворный возраст, а люди просто не выдерживают.
От рака умирают 18 тысяч человек в год, от болезней системы кровообращения — 81 тыс. чел., от болезней органов дыхания — 8 691 чел., несчастные случаи, отравления и травмы — 22 тысячи в год, убийства — ориентировочно 1,5 тыс. чел., производственный травматизм — 341 чел. Таким образом, получается, что вероятность покончить жизнь самоубийством в 14 раз выше, чем умереть на работе, и в 2,5 раза выше, чем быть убитым.
Казахстан не может терять такое количество людей, за десять лет так можно потерять какой-нибудь районный центр. Я предлагаю следующие личные рекомендации: изменение приоритетов в здравоохранении; внедрение культуры решения психических проблем; расширение охвата и частоты обследований; расширение медикаментозного лечения; учет больных, наблюдение и контроль; увеличение количества психиатрических стационаров и психотерапевтов; борьба с тоталитарными сектами.

Сергей Грисюк, научно-образовательный фонд «Аспандау»:
Традиционная советская психология считала, что ядром личности является мотив. Однако дальнейшие исследования показали, что ценности играют просто выдающуюся роль. Ценности в структуре личности — это сложно организованная иерархическая система. Любой наш выбор определяется как раз на ценностном уровне, что бы мы ни делали. Воздействие на ценности человека позволяет манипулировать им, обусловливает кардинальные изменения личности, направленности ее действий, стиля жизни. В современных условиях личность надо готовить к этим изменениям.
Личность подвергается массированному давлению непроверенной, неверифицированной информации. Вследствие этого система ценностей разрушается, личность утрачивает способность ориентироваться в социальном пространстве. Существуют сотни методов манипуляций. Самое мощное оружие — информационное. За последние 40-50 лет человек здесь особенно преуспел и количество методов воздействия быстро увеличивается.
В результате этого воздействия возникает состояние перманентного стресса. При этом стресс мы понимаем как неадекватную реакцию личности на преграду. Стрессовая реакция есть результат информационного воздействия.
Еще один аспект проблем, с которыми мы сталкиваемся, — это снижение уровня эмоциональной устойчивости, невротизация и психотизация. По результатам исследований, уровень невротизации в индустриальных, а теперь уже и постиндустриальных странах достигает 80-85% от общей численности населения. Удельный вес психотических расстройств, который нашей официальной статистикой никак не признается, — это где-то 10-12%. Еще один аспект — углубление дифференциации в обществе по уровню умственного развития и далее — дебилизация. Здесь очень тесная связь с образованием, точнее, выхолащивание философского, методологического, логического знания из содержания образовательного процесса.
Для того чтобы противостоять всем этим процессам, необходимо следующее:
1. Осуществлять мониторинг всех социально-психологических процессов;
2. Создать надежные и эффективные общественные механизмы, которые могли бы обеспечить надлежащий контроль за происходящими в обществе изменениями;
3. Разработка и проведение специальной государственной охранительной политики, которая сегодня отсутствует;
4. В сфере образования: фонд «Аспандау» в течение последних 1,5 лет занимался разработкой трех основных документов: концепции, доктрины и стратегии развития образования в Казахстане. Эти документы практически готовы, озвучены в Министерстве образования и науки РК, многие предложения приняты и одобрены. Мы надеемся, что определенные коррективы в Программу-2020 развития образования будут внесены с учетом наших предложений. Суть наших предложений: образование — это не просто трансляция знаний, это процесс взаимодействия общества и личности с целью повышения уровня ее организованности. Для того чтобы личность могла самостоятельно перерабатывать, анализировать и синтезировать информацию в современных объемах, она должна прежде всего быть вооружена на уровне философии, методологии и теории. Тогда любое информационное воздействие будет проходить через очень мощный фильтр представлений, связанных с алгоритмами, моделями мышления, с принципами и законами логики. Естественно, тогда будет очень трудно манипулировать такой личностью.
5. Психология играет особую роль в этом процессе. Она сегодня должна дать обществу более глубокое представление о сущности и особенностях личности, ее функционирования. Она должна обеспечить образование в психологическом аспекте верифицированной, научной информацией и вооружить образовательный процесс психологическими технологиями, которые обеспечат более глубокое усвоение столь быстро меняющихся знаний.

Владимир Стеблянко, Ассоциация психологов Казахстана:
Каждый день в Ассоциации психологов мы сталкиваемся с проблемами семьи, и эти проблемы проявляются, в первую очередь, в детях. Какая же опасность подстерегает наших с вами детей? Игрушки — они разные. Через них дети получают контакт с миром, развивают себя. Но есть игрушки, содержащие деформирующие личность элементы, негативно оформленные, затягивающие в негативное поле, пугающие, застревающие в ребенке страхом. Это первоисточник, с которым надо бороться.
Мы пришли из советского пространства, где любовь сдвигалась с позиций первоценностей на задний план, и культивировался человек самостоятельный, способный добиваться своих целей, живущий, в основном, в смысловом поле. А ведь любовь является первоценностью в системе ценностей. И если родители не наполняют своих детей любовью, то дети становятся слабыми личностями, которые ищут опоры или в секте, или в каком-нибудь манипуляторе. Нам нужны сильные дети. Их надо любить, надо уметь давать им любовь. Вот мы работаем по восстановлению механизма подачи любви детям. Этот механизм сейчас страдает.
Как психологическая опасность подкрадывается к взрослым? Включите телевизор, посмотрите: через определенное время перерыв и подача рекламы. Реклама подается на непопулярный товар. Все мы научились защищаться: отвлекаемся от экрана, не смотрим рекламу. Но ведь эта реклама и по детям бьет. Это уже государственная прерогатива. Здесь необходимо финансирование телеканалов в духовной области, чтобы передачи в области социальных ценностей шли, чтобы крен был туда сделан, а не в сторону бизнеса и денег.
Семья — это первоценность общества. Если эта первоценность живет в ребенке, и он растет в здоровой семье, то он вырастает способным создать здоровую семью. Мы часто выступаем в судах на бракоразводных процессах, где детей «делят»: папа — к себе, мама — к себе, и они находятся в состоянии войны, а дети — в состоянии катастрофы. И здесь надо развернуть родителей друг к другу и сказать им: «Вы не состоялись как муж и жена, но состоялись как папа и мама». Мы над этим работаем. И, наверное, это ответственность и обязанность каждого из нас, и государства тоже.
Сейчас поток информации, идущий через СМИ, делает крен в сторону формирования негативного поля, негативной картины мира у человека. Эта негативная картина мира блокирует человека, не дает ему развернуться в сторону духовности, вселенской любви.
В системе ценностей сейчас сделан крен в сторону денег. У многих людей в мире бизнеса первоценностью становятся деньги или власть. И тогда это, в первую очередь, бьет по его детям, по нему самому. Он деформирован, он не восстанавливается. Он становится рабом денег или рабом той власти, которой служит. А разворот нужен на духовные и социальные ценности.

Анастасия Стеблянко, Центр медицинских и психологических проблем:
Сегодня основным способов формирования ценностей являются средства массовой информации, транслирующие огромное количество различной информации. Современные детские мультфильмы, к примеру, некоторые стоп-кадры, представленные в презентации, вызывают чувства агрессии, страха. Когда ребенок созерцает лужи крови в мультфильмах, какую-то жестокость — это порождает внутри него настороженное отношение к миру, вырабатываются определенные способы выражения агрессии к внешней среде. Многие мультфильмы хорошо нарисованы, имеют отличную графику и дизайн, но содержат в себе такие моменты, когда дети друг друга оскорбляют, унижают, плюются. В мультфильме «South Park» вообще используется нецензурная брань.
Еще один момент, на котором стоит остановиться — игрушки, с их помощью дети познают окружающую действительность. Кукла Барби выглядит как, скажем, поп-звезда, образ, которому девочки начинают подражать. В детском сознании формируется ценность, к которой в будущем они стараются стремиться. Сами взрослые смотрят современные агрессивные сериалы, новости. Какие ценности они могут заложить внутри своих детей? Взрослые становятся неуверенными, дети находятся в состоянии постоянного страха — это результаты негативного влияния СМИ.
Галия Кудьярова, КНМУ им. С.Д. Асфендиярова:
Я преподаю психиатрию в университете. Наша клиника занимается суицидами, у нас выполнено огромное количество докторских работ. На сегодняшний день каждый человек на планете страдает неврозом. Если говорить по цифрам, то на первом месте по суицидам стоит Венгрия и Финляндия, рядом Эстония. На третьем месте — Россия и Казахстан. Поэтому хотелось бы сказать, что суициды — это сфера деятельности психиатров. Что касается психологии — это очень трудоемкая, сложная наука. К сожалению, в Алматы сейчас очень много якобы-психологов, которые просто закончили какие-то курсы. И когда они начинают заниматься проблемами психиатрии, то наносят вред. Вот что касается вопросов суицидологии, этим должны заниматься только психиатры, а психологи должны заниматься только коррекцией здоровых людей. Не надо ничего путать.
Мне бы хотелось предложить создание детского телеканала, с трансляцией наших спектаклей, с участием актеров нашего ТЮЗа, детских писателей, детских психологов, режиссеры могли бы снимать детские фильмы.

Вероника Филипьева, Центр медицинских и психологических проблем:
В ходе своей работы мы подписали договор о сотрудничестве со школой-гимназией №54. Буквально в апреле этого года было обследовано 75 школьников первого класса и выяснилось, что практически у каждого второго точно есть страхи. Уровень скрытой агрессии повышен. Также в ходе диагностики выяснилось, что причина страхов — это проблемы в семье, СМИ, в частности, телевидение и интернет.
И еще один момент, на котором хотелось бы остановиться — это дети и компьютеры. Сейчас очень часто бывает бесконтрольное со стороны взрослых использование игрушек, которые носят агрессивный характер, а также бесконтрольное нахождение в интернете подростков. Это вызывает уход от реальности, нахождение в иллюзорном мире, сложности во взаимоотношениях детей друг с другом.
И еще одна проблема — ЕНТ, единое национальное тестирование. Сейчас мы напрямую этим занимаемся, работаем с одиннадцатиклассниками. В этой сфере есть много проблем, есть случаи невротического состояния, когда и дети, и взрослые не могут из него выйти. Хотелось бы, чтобы менее нагнеталась ситуация вокруг системы тестирования. В качестве предложения хотелось бы, чтобы родители более активно занимались досугом своих детей, чтобы меньше было влияния улицы, телевидения, различных организаций. Необходим конструктивный выбор игрушек для детей, которые формируют положительную картину мира.

Ильдар Дауранов, Институт экономики МОН РК:
Несмотря на то, что представляю Институт экономики, я много лет занимаюсь вопросами государственного управления. Впервые сегодня в рамках КИПР такая конструктивная дискуссия, что она меня где-то очень взволновала, ведь обычно мы говорим об экономике, о праве и т.д. Во всех странах вопросы психологической безопасности — это один из главных приоритетов, но он нигде не афишируется. Причем это я не где-то в книгах вычитал, а это информация от компетентных специалистов, с которыми я лично общался, на уровне серьезных государственных программ. Мне бы хотелось привести уникальный пример Японии. Страна после войны подверглась психологической ломке. Японцы об этом не говорят, однако там стояли оккупационные войска и внедряли новую экономическую систему. Однако самая главная программа, которая там была, и японцы это нигде широко не афишировали — это создание здорового и физически, и нравственно, духовного японца. Там это было очень серьезно. Это была центральная задача. Должна быть государственная программа, должны быть мощные исследования.

Канат Кабдрахманов, писатель:
Психологическую угрозу представляет само общество, т.е. от человека, живущего в нашем обществе, от каждого из нас востребуется нечто плохое, а не хорошее. Нужно быть хитрым, а не простодушным. Нужно быть агрессивным, а не великодушным. Нужно быть лживым, а не искренним — т.е. полный набор негативных качеств. Это неизбежно приводит к тому, что постепенно человек со здоровыми задатками превращается в нравственного урода. К этому приводит сама действительность. И казалось бы, впереди нет никакого света, все сегодняшние выступления сводятся к тому, что «как плохо, почему государство бездействует?» и т.д., а государство в таком же тупике.
Я думаю, что проблема заключается в том, что мы пребываем в цивилизационной разрухе, т.е. закончилась и разрушилась коллективистская цивилизация; казахская, номадическая, родовая цивилизация; закончилась советская цивилизация, где доминантными были идеи заветного прошлого или идеологический кодекс. Доминантная идея нивелировала и упрощала хищнические инстинкты отдельного человека. Человек по своей природе хищник и очень агрессивное существо. Коллективистская идея русской общинности, или, скажем, казахского родового коллективизма — она эти инстинкты подавляла, и общество было достаточно стабильным и благополучным. Задача общественности и гуманитарной интеллигенции в том, чтобы выработать новую цивилизационную модель, которая будет нивелировать все эти хищнические наклонности. Нет культурной парадигмы, в которой человек находил бы себя. Здесь я меньше всего апеллирую к государству или Хабару, я апеллирую в первую очередь к нашему гуманитарному сообществу с тем, чтобы эту модель создали и стали ее продвигать.

Олеся Шарова, Агентство по выявлению лжи:
Предлагаю начать с того, чтобы определить: что такое безопасность и в чем она должна проявляться? Сегодня много говорилось о суицидах, приводились примеры, что Америка, Канада сидят на препаратах, которые подавляют психику. Препараты, которые сейчас у нас активно рекламируются — Прозак, Галоперидол, Новопассит по сути предлагают снизить активность, которой впрочем и так нет ни у мужчин, ни у женщин. Много сегодня говорили о духовной культуре, но ведь она недоступна. Может ли обычный человек позволить себе эту культуру? Ведь это приличные материальные затраты.
Если говорить конкретно о решениях, то давайте начнем с того: кто ведет у нас тренинги? Сегодня можно пройти какие-то курсы, потом назвать себя психологом и начинать работать с людьми, тем самым нанося непоправимый вред. В России, к примеру, студенты на первом и выпускном курсах проходят специальный тест на психологическое здоровье, у нас такого нет. У нас нет закона, который бы ограничивал психически больных людей учиться и работать в этой сфере. Давайте введем какой-то параметр в области образования, вроде медицинского освидетельствования на профпригодность, дабы ограничить доступ неадекватных людей к работе психологами. Давайте также выпускать дипломированных психологов с высшим образованием, а не тех, кто получает диплом за два месяца обучения на сомнительных курсах.
И еще один момент относительно клинических больных: разделение на клиническую психологию, психиатрию и просто психологию — имеет право существовать.

Татьяна Журавлева, психолог:
Я бы хотела сказать о том, что может сделать каждый из нас. Для того чтобы человек не пошел в секту или к целителям, он должен быть информирован. Если мне плохо, куда мне идти? Если у нас болит зуб, то 80% из нас пойдут к врачу-стоматологу, оставшиеся 20% пойдут к экстрасенсу, бабушке, которая заговаривает зубную боль и т.д. Для того чтобы люди знали о том, что могут сделать психологи, чем могут помочь — важно формировать общественное сознание, и мы это уже делаем.
Если лет 7-8 назад ко мне клиенты приходили по личным рекомендациям других людей, сейчас 80% приходят ко мне по информации с интернет-ресурсов. Речь идет о культуре обращения к психологической помощи, она растет. К каждому клиенту необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности культуры и менталитета. Мы с коллегами вложили собственные средства в создание сайта, это бесплатный сайт. Там мы выкладываем научно-проверенную, понятно изложенную информацию, статьи — это мой вклад.

Наталья Давыдовская, Центр психологического здоровья «Бастау»:
Когда есть много проблем, у всех у них есть общее основание. Надо смотреть в корень проблем — это образование и воспитание. У нас формируется человек социальный вопреки человеку биологическому. Чем ближе человек поставлен к грани выживаемости, тем больше у него оживают нижележащие системы первого порядка — а это мозг млекопитающего и мозг пресмыкающегося. И когда мы рассмотрим, как формируется социальный аспект личности и биологический, которые находятся в состоянии противоречия, тогда сразу станет понятно, почему на телевидение сейчас выбрасывается такое огромное количество агрессии и секса. Станет понятно, как формируется творчески негативистки направленная личность, и, возможно, будет даже совершенно иной ракурс на проблему наркомании. От того, как формируется функциональная система ребенка, будет зависеть и то общество, которое мы получим. Вопрос стоит во внутренней гармонии человека и гармонии человека с окружающим миром.

Сурия Кдралина, психолог-практик:
В жизни всегда важны результаты. Мы часто говорим: надо воспитывать детей, надо учить. А что делаем мы? Посмотрите российское телевидение: дети творческих людей говорят: «мы всегда варились в этом творчестве, мы жили в этой атмосфере постоянно». Мы как родители должны сами гармонизироваться, дабы не проецировать весь свой негатив на своих детей. Это очень сложно, легко говорить «прости, пойми и прочее». Мое твердое убеждение: начинать надо с себя!

Ерлан Смайлов, модератор КИПР:
Тема психологической безопасности достаточно сложная, и те разночтения специалистов, столкновения профессиональных мнений, которые имели место быть, говорят о том, что затронутая проблема — многогранна и должна еще и еще обсуждаться. Понятно, что в рамках одного заседания к чему-то прийти сложно, тем не менее, предлагаю все структурировать.
Сегодня много обсуждались определенные проблемы, но в системном плане было сказано несколько меньше. У нас есть системная безопасность охраны общественного порядка, есть системная безопасность по периметру границ, есть системная безопасность, которую обеспечивает санэпидемстанция. С главным тезисом о том, что психологическая безопасность сегодня системно не обеспечена, согласны все присутствующие здесь. Есть ряд действующих угроз, которые опасны для различных возрастных и социальных групп людей, представителей обоих полов. Общество находится в психологической опасности, необходимо выстраивать многоуровневую и многомерную систему безопасности.
Сегодня была указана масса проблем: количество самоубийств, изменение приоритетов в психологии, существование тоталитарных сект и различных курсов лидерства. Некоторые СМИ передают информацию негативного характера, которая воздействует как на подростков, так и на взрослых. Один из примеров: после сообщений о теракте в московском метро увеличилось число людей, испытавших сердечный приступ или покончивших с собой. В то же время Израиль постоянно подвергается терактам, бомбардировкам, но там нет массовой истерии. Телевидение демонстрирует социальные ролики, которые учат людей правильно, адекватно вести себя в подобных ситуациях, спокойно, без паники. Это хороший пример правильной работы и психологов, и СМИ.
Если структурировать проблему, то:
В масштабах / зоне ответственности государства:
1. отсутствует внятная, четкая и комплексная политика по обеспечению психологической безопасности. Этот аспект выпал из числа приоритетов. Обеспечение психологической безопасности должно быть оформлено в виде соответствующей программы или политики, несмотря на то, что это может показаться патерналистски. Мы живем в государстве и как личности оперируем в социуме, где государство устанавливает определенные «правила игры», которые должны стать стержнем обеспечения психологической безопасности.
2. необходима государственная идеология. Многие проблемы возникают из-за сложностей со страновой идеологией. Она должна быть человечной, повернутой лицом к людям. Например, идеология нормальной семьи, идеология нормального детства, идеология конкурентоспособной личности, просто живого человека. Идеология выступает становым хребтом, на котором выстраивается, как в бизнесе, линейка продуктов: фильмы, концерты, книги — все идет в одной линейке и комплексно действует на личность.
3. на уровне образования необходимо поменять парадигму системы образования. Парадигма, которая есть сегодня, нацелена не на интерпретацию информации, получение знаний и управление этими знаниями, а на банальное заучивание.
4. на уровне кадровой политики необходимо создание сильной казахстанской школы психологов и психиатров. Это важнейшее направление, потому что научные кадры играют значительную роль в обеспечении психологической безопасности казахстанского общества. Нам не нужны психологи, получившие образование за 2,5 месяца. Люди, которые начинают лечить других людей, тоже должны проверяться, проходить какой-то тест на профессиональную пригодность.
5. на уровне информационной поддержки — нужна работа со СМИ и каналами энергоинформационного влияния. Эту работу надо вести правильно, информация должна быть научно верифицирована.
На уровне взаимодействия все указанные направления должны слаженно и комплексно работать. С одной стороны — профессиональные кадры, с другой — система регулирования данных отношений, и не только со стороны государства. Есть хорошие примеры на Западе, когда профессиональные или бизнес-сообщества на уровне профессиональных ассоциаций или союзов действуют в саморегулируемом режиме, не требуя вмешательства государства.
В масштабах / зоне ответственности общества:
1. необходимо формирование культуры обращения к психологической помощи. У казахстанского населения сегодня такой культуры практически нет. Человек в первую очередь сам несет ответственность за свое здоровье, в том числе психологическое. Если в медицине — это правильное питание, занятие спортом и т.д., то в психологической сфере, несмотря на ее сложность, тоже должны быть определенные механизмы ее поддержания в оптимальном состоянии.
2. на уровне семьи и воспитания: родители не должны все возлагать на школу и государство. Должны существовать реально функционирующие фильтры, к примеру можно просто не подписываться на определенные телевизионные каналы или родителям блокировать их, должна быть цензура, в том числе и по времени, к примеру ночное вещание того же SouthPark. Родителям надо больше уделять внимания свои детям, заниматься, развивать, обучать.
3. необходима проактивная позиция всех: и родителей, и сообщества профессиональных психологов, социума в целом и государства в том числе.
4. использовать удачные кейсы: создание сайта, взаимодействие психологических центров со школами как пример успешного продвижения, что выглядит правильным даже с точки зрения бизнес-подхода.
Если детей со школы учат правильно решать свои психологические проблемы, то завтра эти дети не будут искать решения в алкоголе, наркотиках. Чтобы решить свои проблемы, они пойдут к специалисту. Решение вроде простое, но решает массу вещей.
На уровне принятия и разработки решений должны быть правильные индикаторы уровня безопасности, чтобы замерять уровень опасности, уровень здоровости или нездоровости общества, населения. Надо понимать, что не описаны угрозы в принципе, нет критериев отнесения информации к здоровой или нездоровой, нет систематизации, критериев, классификации угроз психологической безопасности. Если эту проблему идентифицировать, детализировать, систематизировать, то тогда ее можно будет решать.

Материал подготовлен пресс-службой Института Политических решений