О дешевизне лучше позабыть - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О дешевизне лучше позабыть

О дешевизне лучше позабыть

Любой казахстанец, приходя в магазин, практически каждый месяц с неудовольствием отмечает, что снова на несколько тенге подорожали кефир, творог, мясо.

  • 6 Октября 2005
  • 903
Фото - Caravan.kz

Цены на другие продовольственные товары — не первой необходимости отследить сложнее. Но менеджеры магазинов заверили, что ценники на сдобу, конфеты, соки и другие продукты им также приходится периодически менять.
Удорожание коснулось и непродовольственных товаров. Прежде всего, резко скакнули цены на одежду и обувь, изготовленные из натуральных материалов — хлопка, шерсти и качественной кожи.
Дорожает бензин и другие ГСМ. Специалисты утверждают, что во всем виновата нефть, а точнее, цена на нее.
Ситуацию с ценообразованием мы попытались прояснить с помощью Директора Центра Анализа Общественных Проблем, экономиста Меруерт Махмутовой.
— Чтобы что-либо продать, — рассказывает Меруерт Маутхановна, — сначала нужно это что-то произвести. На производство любого товара требуются затраты. Основную часть цены любого товара составляет себестоимость, которая и включает в себя сумму затрат на производство того или иного товара. Чтобы создать тот или иной товар нужно потратиться на сырье, электроэнергию, воду, перевозки, заработную плату рабочим и служащим и уплатить налоги.
Если предприниматель покупал оборудование, помещение или брал кредит в банке, то и эти затраты, в том числе и процентная ставка по займу также будут включены в себестоимость производимой продукции. Если повысится цена на одно их звеньев этой цепи, то повысится и конечная цена продукта. И не нужно забывать о годовом проценте инфляции, который является неизбежной составляющей любой даже очень развитой и успешно развивающейся экономики.
Из исчерпывающего объяснения экономиста о формировании цены на любой товар становится ясна связь между выросшей ценой на нефть, а она составляет на сегодня в среднем 50 долларов за баррель и ростом цен на все другие товары. Однако, всем известно, что Казахстан — нефтедобывающая страна. И сам собой напрашивается вопрос о том, почему мы имеем в своем распоряжении энное количество сырой нефти, а в республике неуклонно растет цена на бензин.
— Во-первых, — поясняет Меруерт Махмутова, большая часть бензина и других ГСМ, реализуемых на нашем рынке, импортируются в Казахстан из России. В республике всего три нефтеперерабатывающих завода, да и те не загружены на полную мощность. Потому что из-за высоких цен на внешнем рынке нашим компаниям намного выгоднее продавать нефть как сырье, чем поставлять ее на внутренний рынок.
К тому же казахстанскими компаниями добывается лишь около 16 процентов казахстанской нефти. Остальные 84 процента добычи приходятся на иностранные компании. Они платят налоги и самостоятельно решают, куда им продавать свою продукцию.
Таким образом, получается, что цены на бензин растут вне зависимости от цены на добываемую в Казахстане нефть. Нельзя же контролировать стоимость импортного товара!
Правительство приняло недавно хорошую программу, предусматривающую льготы для компаний, которые станут работать в сфере нефтехимии. Вот только изменит ли она что-то? Ведь стратегию любой компании определяет, прежде всего, и только — ее величество Выгода.
Казалось бы, Казахстан все успешнее торгует на внешнем рынке. Все больше поступает налогов в казну. Так почему же жизнь не становится дешевле, а наоборот?
По словам экономистов во всем виновата макроэкономика, все та же торговля нефтью и большой приток валюты в страну. Как так, может возразить рядовой казахстанец: «Я не торгую нефтью, не ворочаю валютными потоками. Причем здесь моя зарплата, которой не хватает на постоянно дорожающую жизнь?». Оказывается, есть связь, и самая тесная.
Во-первых, укрупняющиеся объемы продажи нефти увеличили и приток валюты в страну. Во-вторых, отечественные банки, пользуясь рейтингом международного уровня, набрали за рубежом кредитов на 6 миллиардов долларов. И занялись рефинансированием, то есть перепродажей занятых денег. У иностранных банков заняли под 4 процента, а на внутреннем рынке занимают под 7,5 процентов.
Эта ставка была официально принята 2 мая 2005 года решением на правительственном уровне. Так как раньше процент по кредитам был и вовсе несусветным — от 14 до 18 % годовых.
В результате притока валюты в республику от торговли нефтью и от привлечения больших денежных масс банками, курс тенге заметно укрепился по отношению к доллару и некоторым другим валютам. За прошлый год тенге подорожал на 15, 3 процента по отношению к доллару. Что же в этом плохого? А то, что потяжелевший тенге сделал более дорогой себестоимость отечественных товаров. Они теперь с каждым днем становятся все более неконкурентоспособными на нашем рынке. При этом спрос на импортный, качественный или некачественный, но дешевый продукт все время растет. А когда спрос растет… Правильно, цена — тоже. Из-за притока капитала в страну увеличивается и годовой процент инфляции. Согласно прогнозу Минэкономики, при сценарии высоких цен, а мы сейчас имеем дело с высокой ценой — 50 долларов за баррель, в 2005 году инфляция составит 7-8 %, в 2006-м, 2007-м и 2008-м — то же самое. Ждать, что в ближайшее время цены на сырую нефть упадут, не приходится.
Все международные экономические институты уже обнародовали прогнозы на ближайшие несколько лет — 40-45 долларов за баррель. Но, возможно, что сегодняшняя средняя цена в 50 долларов и закрепится. Тогда указанный выше процент удорожания жизни в год нам гарантирован. И это при том, что в нашей республике не создан и не работает механизм индексации заработной платы и социальных выплат.
Этой весной было приятно узнать, что на заседании Правительства 6 мая 2005 года премьер-министр Даниал Ахметов выразил озабоченность ростом цен на потребительские товары. В частности, он считает, что маслихаты на местах могут и должны контролировать разовые сборы за разрешение торговать на всех городских и областных рынках. Размер этих сборов должен быть зафиксирован, и не расти по прихоти хозяев рынков и местных властей. Ряд крупных монополистов страны выступили с объявлениями о том, что цены на их услуги не будут повышаться. В частности компания «Темир-Жолы» заверила, что не станет увеличивать тарифы на грузоперевозки.
А еще раньше в начале года 28 января в Астане состоялось совещание, на котором премьер-министру был представлен отчет о деятельности рабочей группы по выработке координации и формирования тарифной политики в таких отраслях как электроэнергетика, железнодорожный транспорт и телекоммуникации. Там же был представлен Проект концепции развития тарифной политики в сфере естественных монополий. Глава правительства в целом положительно оценил проделанную работу и в частности сказал: «Правительство не допустит бездумного изменения тарифов в сфере естественных монополий и смежных с ними видах деятельности без проведения соответствующих глубоких исследований». Однако…
Допустим, что правительству удастся заморозить ряд цен. Но… Зарегулировать экономику в целом командными методами невозможно. Это уже пытались сделать при Союзе, и все помнят, чем все закончилось — пустыми полками магазинов и деревянными рублями.
Казахстан не остров, не закрытая экономическая формация, а часть всемирного торгового пространства. С вхождением в ВТО, куда мы так спешим, наша экономика еще больше будет зависеть от внешнего рынка, чем теперь.
Пытаться накинуть петлю на горло инфляции, безусловно, благородный шаг. Но, если речь, в конечном счете, идет о благосостоянии народа, то может, стоит использовать другие средства? Экономики постарше и поразвитее нас, с вековым капиталистическим опытом уже неоднократно пытались уничтожить инфляцию, и ничего не вышло.
В Европе сделали по-другому — стали индексировать заработную плату и пенсии. Государство за свой счет гасит гражданам годовой процент инфляции. Правда, он у них там поменьше — в среднем 5 %. Делается это вот уже десятки лет и для европейцев кажется автоматическим процессом. Если рядового казахстанца поставить перед выбором — замороженные цены и зарплата, которой все равно не хватает или растущие цены, но при этом денег на все необходимое хватать будет за счет индексации, то любой предпочтет второй вариант.
Постоянный и мощный приток валюты в страну дает возможность попытаться начать индексировать хотя бы самые незащищенные слои населения.
В этом направлении мыслят сейчас и наши соседи в России. Там зарплату учителям намерены повысить сразу на пять тысяч рублей. Казахстанцам же, при том, что мы не можем повлиять на мировые цены на нефть и при нехватке собственного, производимого в республике бензина придется, судя по всему, туго.
И в ближайшем будущем, по прогнозам специалистов, нам всем предстоит позабыть о дешевых товарах…