О демонстрации успеха, утечке мозгов и феминизации образования - Караван
  • $ 489.06
  • 536.21
+8 °C
Алматы
2024 Год
9 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О демонстрации успеха, утечке мозгов и феминизации образования

О демонстрации успеха, утечке мозгов и феминизации образования

В рамках пресс-конференции, посвященной высоким результатам, достигнутым казахстанскими школьниками по математике и естествознанию в рамках международного проекта "The Trends in International Mathematics and Science Study" (TIMSS) (Международные тенденции изучения математики и науки) Министр образования и науки Республики Казахстан Жансеит Туймебаев ответил на ряд неудобных вопросов.

  • 5 Января 2009
  • 1287
Фото - Caravan.kz

Разделяя, в принципе, гордость министра этим достижением отечественного образования, один из журналистов задал такой вопрос: «Премьер-министр Карим Масимов покритиковал Вас на недавнем заседании по поводу того, что Вы не можете сказать, куда мы движемся с реформой образования. У Вас есть какие-то наработки по этому поводу? И второе — не кажется, что это было подготовкой общественного мнения к Вашей возможной отставке, если она состоится?» Вопрос был с явным подтекстом: а не показываете ли Вы, господин министр, результатами TIMSS, что у Вас в ведомстве все нормально, несмотря на критику руководства?
Действительно, наша система образования практически непрерывно реформируется, ищутся новые пути его развития, берется на вооружение передовой зарубежный опыт. Вот только порой на этом пути случаются не очень лицеприятные моменты, которые в глазах общественности сводят все усилия реформаторов на нет. Давайте вспомним ЕНТ и все скандалы, связанные с ним. Оказывается, даже с привлечением таких силовых структур, как Министерство внутренних дел и Комитет национальной безопасности, оказалось невозможным сохранить в секрете вопросы Единого национального тестирования. А скандалы с преподавателями-взяточниками (НДП «Нур-Отан» только в прошлом году вымела из своих рядов почти два десятка директоров школ)? А расплодившиеся ВУЗы с малозначащими дипломами? А то, как начали закрывать их и филиалы, мало думая о студентах, которые заплатили за год обучения вперед? А грядущее 12-летнее образование, которое тоже воспринимается в обществе неоднозначно? А некачественные учебники отечественного производства, которые уже стали притчей во языцех? Наверное, немало подобных вопросов можно было задать министру, возглавляющему одно из самых важных и ответственных ведомств страны. Но…
Тема сегодняшней встречи — результаты TIMSS, — напомнил журналисту тему Жансеит Туймебаев. Но все же продолжил ответ: — Самое главное — куда мы идем и с какими успехами идет вся наша страна. Что касается наших планов, то мы уже защитили в правительстве стратегический план до 2011 года. Также мы будем разрабатывать перспективный план в следующем году до 2020 года. Хочу сказать: в этом отношении у нас все нормально. Главное — не частые реформы, а продвижение вперед и результаты. И эти результаты, особенно международных исследований, показывают, куда мы идем. Впервые мы участвовали в них, и уже знаем, где мы находимся и какое место занимаем. Это важнее.
Члены правительства уходят и приходят, но мы будем продолжать идти к основной цели, и она будет достигнута.

Журналисты не унимались, и следующий вопрос мог несколько омрачить радость от международного признания способностей наших учеников. Прессу интересовало, ожидается ли в связи с высокими результатами тестирования такое негативное явление, как утечка «детских» мозгов за рубеж. А также, стоит ли эта проблема перед Казахстаном, и если да, то как МОН РК с нею борется?
Вопрос родился не на пустом месте. Для развитых стран Запада, да и Востока ничего не стоит взять наших талантливых детей на заметку, дождаться, пока они подрастут и переманить их к себе. Ни для кого не секрет, что это гораздо дешевле, чем выращивать своих вундеркиндов, да и отдача быстрее. Кстати, интересен и выбор предметов для исследования — математика и естествознание. То есть участвовали будущие инженеры и компьютерщики, а также биологи с химиками-физиками. Чувствуете потенциал?
Безусловно, глупо подозревать международную организацию в подобных целях, даже наоборот — они помогают нашим детям раскрыться, почувствовать свои силы и узнать свои возможности. Это прекрасно. Другое дело, что мало кто из ребят, защищавших честь страны на тестировании, может быть по достоинству оценен у себя на Родине. Пару лет назад и у нас заводились разговоры о бизнес-инкубаторах, которые должны будут производить идеи и технические новшества. Подобные заведения работают в Израиле и позволяют не только оправдывать свое содержание, но и приносить серьезную прибыль. Но в казахстанских бизнес-инкубаторах пока не слышно голоса отечественных ученых «цыплят», да и появятся ли — еще вопрос.
А ребенок уже знает, что он со своими знаниями четвертый или пусть даже одиннадцатый в мире среди сверстников. И родители его это знают. И чадо их превращается со временем в своеобразный капитал, который можно вывезти за границу, и раз и навсегда изменить жизнь к лучшему. О каком патриотизме может идти речь, если им покажут договор со многими нулями и реальный шанс вывести сына в люди, а заодно и выбраться самим? Вот что тревожно. Но…
По международной программе «Болашак» у нас обучается за рубежом 3000 человек, — сообщил министр. — Также за свои средства обучаются около 17 000 в зарубежных колледжах и университетах. Общая статистика показывает, что почти 100 % наших детей возвращается в Казахстан и здесь работают.
Что означает это «почти 100%», Жансеит Туймебаев не уточнил. Однако, «почти» может быть и один процент, и десять. Следовательно, утечка мозгов все-таки происходит, хотя и не в пугающих масштабах. С другой стороны, что может сделать для предотвращения этого явления МОН РК, главная задача которого — дать образование. Создавать условия для развития юных гениев — это уже общегосударственная задача, если страна хочет, чтобы у нее были свои Энштейны и Ньютоны. Однако и ведомство, которое возглавляет Жансеит Туймебаев, вносит в это дело свою посильную лепту:
За полтора года мы обеспечили 1700 школ интерактивной технологией обучения и соединили широкополосным Интернетом. У нас в министерстве создана интерактивная студия. В этом году мы обеспечиваем еще 720 школ. В итоге получится порядка 2 500 школ. Хочу сказать, если в Казахстане обучается 2 700 000 учащихся, из них 2 300 000 учатся в 3 300 школах. Остальные 4 000 школ -малокомплектные, где обучаются около 400 000 ребят. И получается, из 3 300 школ мы в 2008 году обеспечили новыми технологиями уже 2 500 школ. Это очень высокий показатель, с которым мы входим в первую тройку стран мира.
И уже скоро результаты обеспечения высокими технологиями дадут свои результаты.
Вообще, я хочу сказать, что реформы в образовании никогда сразу, через год, не дают результатов. В маленькой Голландии сорок лет проводилась образовательная реформа, в Индонезии — 15 лет.

На вопрос о том, почему в тестировании не участвовали казахстанские восьмиклассники, за министра ответил директор Национального центра оценки качества образования МОН РК Базар Дамитов. Оказывается, мы просто не успели подготовиться к участию восьмиклассников, поскольку поздновато присоединились к проводимому мероприятию. Это, как уже сообщалось, будет исправлено в 2011 году.
Что тут сказать? Не хочу обидеть старшеклассников, но, боюсь, на фоне четвероклашек они будут выглядеть не столь выигрышно. И дело тут не в том, кто способней, а кто — нет. Причин много и объективных и субъективных. Возьмем только переходный возраст со всеми его психологическими проблемами. Я уже молчу про проснувшийся интерес подростков к противоположному полу. Смогут ли наши восьмиклассники, отстранившись от всего этого, достойно выглядеть на международном тестировании и не уступить младшим классам, ребятам которых еще, грубо говоря, не надоело учиться. Далеко за примером не пойду: в четвертом классе у меня было всего три-четыре «четверки», а остальные оценки — «пять», в восьмом было всего три-четыре «пятерки», терявшиеся в череде «четверок» и «троек», за явным преимуществом последних. И я еще был не самый отстающий ученик в классе.
Впрочем, если нынешние четвероклассники, прошедшие тестирование, сохранят свой высокий потенциал, то можно надеяться, что они достойно покажут себя и при грядущем тестировании в восьмом классе. Поживем — увидим.
И еще об одной проблеме говорилось на пресс-конференции — высокой феминизации образования. Профессия учителя стала почти исключительно женской. Например, в Казахстане среди учителей четвертых классов 94 % женщины. И такая ситуация характерна для всех постсоветских государств, а например в Латвии и Литве женщины-преподавательницы младших классов составляют 100 %. В то же время в мире этот показатель в среднем 70 %, а кое-где и того меньше. Например, в Дании лишь 46 % женщин работает в начальных классах.
Решается ли эта проблема? Думаю, в ближайшее время — вряд ли. Она досталась нам от советских времен, когда женщин уравняли в правах с мужчинами, и они получили возможность преподавать не только в женских гимназиях, но и общеобразовательных школах. В школах мужчинами были лишь физрук и трудовик, кое-где — директор и такая картина была характерной. Причин — немало, но в первую очередь — оплата труда. Пока учителю платят примерно так же, как и техничке в этой школе, трудно ожидать притока мужчин. При этом я не за то, чтобы платить меньше уборщице, у которой, безусловно, тяжкий и непростой труд, но согласитесь — ради чего учиться по нескольку лет, если достаточно взять в руки ведро и тряпку, чтобы получать наравне с теми, кто не напрягал себя учебой? Не потому ли немалая часть бывших преподавателей оказалась у нас на базаре и День учителя отмечает на рынке?
А еще преподаватель у нас оказывается в ответе за все — за ситуацию в семье учеников, за посещаемость занятий, за организацию всевозможных мероприятий и участие в них своих учеников, за оформление классов и т.д. и т.п. Много ли найдется мужчин, желающих заниматься нервной и трудной работой, иметь массу обязанностей, отвечать за всех и вся, да при этом еще и получать невеликую зарплату? Вот потому и взваливают наши женщины на свои хрупкие плечи эту тяжкую ношу.
Судя по тому, что на пресс-конференции не было высказано никаких определенных предложений по исправлению данной ситуации, у руководства Министерства образования и науки РК пока нет на этот счет готовых рецептов.
Фото сайта current.com