О чиновничьих карманах и убыточных программах - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О чиновничьих карманах и убыточных программах

О чиновничьих карманах и убыточных программах

6 миллиардов тенге украдено из бюджета страны, а 5 триллионов так до нее и не дошли. Как залатать дыры в бюджете, вывести из тени на свет и экономику, и доходы власть имущих – обо всем этом в минувший вторник прозвучало на заседании Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве финансовой полиции.

  • 20 Сентября 2013
  • 1634
Фото - Caravan.kz

Не идет в казну налог

 По данным Агентства по статистике, объемы «теневой экономики» в Казахстане составляют не менее 20% от ВВП. Ловкие дельцы, обходя законодательные нормы и налоговые обязательства, открывают лжепредприятия на подставных лиц, организовывают преступные банды, ворующие нефть, сбывают алкоголь и наживаются на незаконном игорном бизнесе.

– Впервые за последние годы мы наблюдаем улучшение криминогенной ситуации. В пять раз – с 108 до 552 – выросла выявляемость преступлений в отношении лжепредприятий, в 3 раза больше задержаний обнальщиков с поличным. Легализована деятельность 12 преступных групп. На фоне этого количество налогов, поступивших в бюджет, выросло с 850 млрд. до 1,1 трлн. тенге, – сообщил начальник департамента по раскрытию экономических и финансовых преступлений Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Жанат ЭЛИМАНОВ.

Позитивную картину в деле раскрываемости преступлений в финансовой полиции видят в новых методах работы по принципу «от анализа к действиям». Вместе с тем, как отметил Жанат Элиманов, законодательство в отношении лжепредпринимателей должно быть пересмотрено.

– Лицо может быть признано виновным лишь при наличии доказательств фиктивности всех совершенных сделок. Это позволяет преступникам избегать уголовной ответственности, поскольку при любом стечении обстоятельств обнальщики заключают как минимум одну легальную сделку – договор банковского обслуживания.

Одной из действенных мер в решении коррупционных преступлений в финансовой полиции считают ужесточение законодательства. Именно благодаря этой мере за пять лет удалось снизить еще один крупный сектор теневой экономики – сбыт нефти. Три года назад из нефтяных месторождений страны подпольно было переработано и продано 285 тысяч тонн нефти. В 2012 году теневой оборот составил всего 21 тысячу тонн, а в 2013 – 1,5 тонны нефти, – констатировал Жанат Элиманов.

Серьезный ущерб экономической безопасности страны наносит и теневой рынок алкогольной продукции, объем теневого оборота которой составил 60%, а также игорный бизнес. Если в 2011 году была пресечена деятельность всего 51 игорного заведения, то в 2012-м – 240, а за полгода 2013-го возбуждено 305 уголовных дел. Налоговые поступления от легальных игорных заведений возросли на 14% – с 2,2 млрд. до 2,5 млрд. тенге.


И растащен весь пирог

Недополучая от теневого рынка, из бюджета страны еще и стабильно выкачиваются значительные суммы.

 Одним из самых заманчивых способов урвать лакомый кусок государственного пирога по-прежнему остаются государственные программы. То ли во вкус вошли чиновники, то ли ударнее начал работать финпол, но факт остается фактом: количество выявленных коррупционных преступлений в этой сфере за восемь месяцев текущего года в сравнении с прошлым годом возросло в 4 (!) раза – с 53 до 233 случаев. А крадут его, толкаясь, приближенные к сему достоянию: сотрудники министерств и акиматов разных уровней и подразделений, работники национальных компаний. Как показывает статистика, самым «выгодным» пирогом стала «Программа занятости-2020», на которую пришлось 65 всех нарушений. 46 случаев хищений произошло при реализации программы «Ак булак», 24 случая приходится на программу «Доступное жилье», 21 – на «Агробизнес-2020», 13 – на «Дорожную карту бизнеса», 10 – на реализацию программы «Балапан».

Любителей поживиться, как показывает статистика, больше всего в Южно-Казахстанской области – 62 всех коррупционных преступления, далее следуют Восточно-Казахстанская (34), Костанайская (22), Актюбинская (18), Карагандинская (16) области. Замыкает список лидеров Акмолинская и Северо-Казахстанская области, где совершено по 14 коррупционных преступлений.

Весь этот цифровой поток венчает пара цифр: нанесенный государству ущерб составил 6 млрд. тенге, что превышает аналогичный показатель прошлого года в 3 раза.

Впрочем, украденных миллионов могло быть еще больше, заявили в финансовой полиции. – Благодаря возможностям ситуационного центра, доступу к базам данных любого государственного учреждения были проанализированы госзакупки. В результате проверок с начала текущего года удалось предотвратить нерациональное использование более 2 млрд. тенге бюджетных средств, – сообщил на заседании начальник департамента по раскрытию и предупреждению дел о коррупции Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Марат СЕКСЕМБАЕВ.

В частности, отменен конкурс по закупу бензина ценой 325 тенге за литр по Акмолинской области. Не состоялся и запланированный ремонт автодороги Жизак – Гагарина – Жетысай, на которую планировалось выделить 784 миллиона тенге, что в два раза выше требуемого.

По мнению Марата Сексембаева, в реализации программ необходим общественный контроль:

– В случае, если строится школа или больница, жители этого района в любой момент смогут проверить фактическое состояние объекта и объем принятых заказчиком работ. Открытая публикация развернутых отчетов об освоении бюджетных средств, контроль за точным исполнением всех требований проектно-сметной документации и минимизирует риски коррупции.

Вывернуть наизнанку карманы на общественном совете предложили не только компаниям и субъектам бизнеса, но и высокопоставленным чиновникам. По мнению руководителя общественного фонда «Центр исследований «Сандж» Жанар ДЖАНДОСОВОЙ, необязательно декларировать все население страны:

– Нас 17 миллионов. Это приведет к огромной трате бюджетных средств. Декларировать доходы следует у политических служащих, а также госслужащих, находящихся в категории риска – то есть ответственных за контроль, за госзакупки, оказывающих государственные услуги. В целом это порядка 5,5 тысячи человек.

Правда, какой надзорный орган будет следить за декларацией доходов, пока никто не знает. Проверке доходов и имущества высокопоставленные чиновники подвергаются лишь во время выборов Центральной избирательной комиссией.

Астана