О чем говорит победа Токаева на внеочередных выборах президента – эксперты - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О чем говорит победа Токаева на внеочередных выборах президента – эксперты

О чем говорит победа Токаева на внеочередных выборах президента – эксперты

Итоговая явка избирателей на вчерашние выборы составила 69,44%.

  • 21 Ноября 2022
  • 12315
Фото - Caravan.kz

Вчера состоялись внеочередные выборы президента Казахстана, уверенную победу на которых, по данным exit-poll и предварительным результатам ЦИК РК, одержал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев.

Центральная избирательная комиссия озвучила такие предварительные результаты:

▪️ Касым-Жомарт Токаев – 81,31%;
▪️ Жигули Дайрабаев – 3,42%;
▪️ Каракат Абден – 2,60%;
▪️ Мейрам Кажыкен – 2,53%;
▪️ Нурлан Ауесбаев – 2,22%;
▪️ Салтанат Турсынбекова – 2,12%;
▪️ Против всех – 5,08%;

Итоговая явка избирателей составила 69,44%.

Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение казахстанских политологов о прошедших накануне выборах.

Политолог Замир Каражанов:

«Алматы снова продемонстрировал низкую электоральную активность. При средней по республике явке 69,4 % в Алматы проголосовало 28,7 % избирателей. Аналогичная картина наблюдалась в этому году во время референдума. Если по стране проголосовало 68 % избирателей, то явка по Алматы составила 32,5 %. После чего СМИ озадачились феноменом алматинца. Но, скорее всего, мы просто имеем дело с феноменом жителей крупных городов. Поскольку общереспубликанскую планку в 69,4 % не смогли преодолеть другие города-миллионники: Астана с явкой 48,6 % и Шымкент – 59,7 %.

Если посмотреть на другие области Казахстана, где в воскресенье обнародовали результаты голосования, то мы опять видим пассивность горожан. Так, в Карагандинской области проголосовало 78,3 % избирателей, а в областном центре явка составила 76,2 %. Более активными оказались жители сельских районов, где явка достигала 80 %. Похожую картину видим в Атырауской области: при средней явке 70,8 %, в городе Атырау проголосовало 61,3 % избирателей. Подобные расхождения связаны не с политическими пристрастиями, а с образом жизни жителей городов и сельских регионов.

Политическая активность горожан в лучшем случае выражается в поддержке политических и общественных организаций, готовности участвовать в митингах и собраниях, у жителей сел проявляется в самом электоральном процессе, в голосовании. Насколько разница ощутима? Об этом можно будет судить по процессу развития местного самоуправления в Казахстане. Поскольку он во многом связан со способностью граждан самоорганизовываться. А это качество, судя по всему, и прежде всего по количеству НПО на душу населения, лучше выражено у горожан.

Озвучены данные exit-poll по выборам президента Казахстана

Что касается самих кандидатов президентской гонки, то, безусловно, главным фаворитом был действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев. Но сразу же обращает внимание, что следом за ним оказался кандидат «против всех», набравший, по данным exit-poll, 5,2 % голосов. Остальные претенденты не смогли преодолеть символичный 5%-ный рубеж. На президентских выборах 2019 года Токаев получил 70,6 % голосов. Иными словами, доверие к нему в обществе укрепилось. Правда, тогда на втором месте оказался Амиржан Косанов, за которого проголосовало 16,2 % избирателей. Вывод напрашивается сам собой: в условиях действующего законодательства РК, политическим дебютантам, – а это были практически всех оппоненты Касым-Жомарта Токаева, – трудно составить реальную конкуренцию фавориту предвыборной гонки».

Эксперт-международник Ануар Бахитханов:

«Выборы президента с ожидаемой точностью констатировали победу действующего главы государства. Это в свою очередь объективно говорит, что президент Токаев вызывает у большинства народа Казахстана доверие, и население готово его поддержать в надежде на лучшее будущее для Казахстана.

Если серьезно, как показал exit-poll и явка, самый главный индикатор успешности проведения выборов – это вовлеченность людей, которая в этот раз все сказала сама за себя».

Директор Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев:

«Установленная по предварительным данным без малого 70 %-ная явка и определенный по данным нескольких exit-poll 82-85 % уровень поддержки Касым-Жомарта Токаева закономерны и поддаются логическим объяснениям. Даже традиционно суперпассивный Алматы выдал почти тридцатипроцентную явку. Что, учитывая численность населения крупнейшего мегаполиса страны, в абсолютных цифрах составляет внушительную величину.

Безусловно, на уровень явки повлияли шоки, как от январских событий, повторения которых, никто не хочет, так и российско-украинский конфликт, побуждающий казахстанцев ценить свое благополучие больше, чем когда-либо прежде.

Другим фактором является накопившийся запрос на изменения. Речь идет не о набивших оскомину за три десятилетия косметических, а полной и комплексной перезагрузке всей модели управления страной и организации процессов, принятии новой политической, управленческой и общественной парадигмы, переучреждении общественного договора между властью и гражданами. И принципиальным в нем, похоже, является провозглашенный избранным президентом постулат о социальной справедливости и справедливом государстве. Что предполагает не только упразднение принципа неподсудности элит и их окружения, но и прозрачность принимаемых решений, демонополизацию экономики и банковского сектора, широкую социальную мобильность, в том числе в вертикальном разрезе.

Жигули Дайрабаев поздравил Касым-Жомарта Токаева

Высокая явка одновременно свидетельствует, как о поддержке курса Касым-Жомарта Токаева, так и о высоком уровне возникшего в казахстанском обществе мобилизационного потенциала. То есть запрос на справедливость гарантирует и поддержку, но и крайний уровень критического внимания и требовательности к новой власти, любое решение которой теперь будет оцениваться через призму обновленного мандата и общественных ожиданий. По сути, это в полной мере кредит доверия, за который общество будет рассчитывать получить не только ожидаемое, но и не станет возражать против дополнительного вознаграждения. Учитывая сложность ситуации и критический уровень вызовов, с которыми столкнулась страна, задача имеет чрезвычайный уровень сложности».