О беспамятных редко кто вспоминает - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О беспамятных редко кто вспоминает

О беспамятных редко кто вспоминает

Скорбная, драматическая, - назовите, как хотите, дата случится через несколько дней: 22 июня.

  • 20 Июня 2003
  • 1432
Фото - Caravan.kz

Этот день у многих поколений казахстанцев, как и у большинства жителей бывшего Советского Союза, вызывает только печальные размышления о том, что произошло более чем шестьдесят лет назад.
Тогда пришел черед страшной войны, которая кровавым мечом задела все семьи, жившие на территории Евразии. Жаль только, что наша молодежь, а также госчиновники об этом почти ничего не знают.
«Никто не забыт. Ничто не забыто», — эти слова в XXI-м веке мы, к сожалению, слышим только лишь в начале мае, перед празднованием очередной годовщины Великой Победы в Отечественной войне.
Их говорят государственные руководители, их произносят общественные деятели, им вторим мы — журналисты. Потом праздник проходит, налетает текучка, и наше общество, как бы забывает, не только об этой победе, но и о людях ее добывших. Что это: обыкновенное человеческое равнодушие, беспамятство, или серьезный политический просчет властей? Или то и другое одновременно? Давайте попробуем разобраться…
Что и говорить, на словах государство ветеранов уважает. Во всяком случае, сегодня трудно представить, чтобы какой-нибудь из наших чиновников публично заявил, ветераны Великой Отечественной ему уже надоели, и пора бы им уже, как говориться, «и честь знать». Но признаемся честно, — на самом деле, так ведь оно и происходит. Несмотря на то, что ветеранов войны и тыла в Казахстане осталось около 200 тысяч, — наше молодое государство никак не может решиться обеспечить им всем нормальную жизнь. И ладно бы, страна у нас была поголовно нищая, а в бюджете шаром покати. Отнюдь, — наша республика лидирует в СНГ, и не только, по уровню экономического развития; а правительство с парламентом постоянно собираются вместе, дабы решить, как же поделить дополнительные миллиарды тенге, все прибывающие в госбюджет.
И тут возникает вопрос: а может все дело в том, что современные казахстанские чиновники — люди, родства не помнящие? Ведь учитывая, что даже в правительственных структурах ныне более половины сотрудников — младше 30 лет, вполне можно утверждать, что этим молодым сановникам за десятилетие реформ никто так и не удосужился рассказать о героическом прошлом их дедов и прадедов.
Вообще, ветераны Великой Отечественной войны редко жалуются. Жесточайшая школа выживания, пройденная ими в середине прошлого века, сделала их более закаленными к превратностям Судьбы, чем более молодых казахстанцев.
Вера большинства из них в собственные силы воистину безгранична. Чем и пользуются наши чиновники. К примеру, сегодня, когда местные власти дают ветеранам квартиры, те остаются в муниципальной собственности. И если герой войны умирает, то эта «подаренная» квартира практически уже не принадлежит его семье. Вот такая государственная благодарность простым воинам и их близким через полвека после окончания самой страшной в мировой истории войны.
А ведь есть еще и ветераны тыла. О них власти вспоминают еще реже. Про лозунг же военных лет: «Все для фронта, все для победы!» — нынешняя молодежь просто не знает. Как не знает она, каково это стоять по 12-16 часов в сутки у станка. Не в неделю, в день. Причем, стоять на табуретке, потому что рост не позволяет дотянуться до станка. Ну, а главное: так и непонятно, зачем наших ветеранов разделили, — ведь и на фронте и в тылу люди делали все что могли, чтобы мы сегодня жили мирно…
В наше время очень модно все вопросы и проблемы переводить в плоскость денег. Мол, для решения чего-либо надо в первую очередь определиться: есть ли для этого деньги или нет? А, если есть, то сколько, и как их поделить. По таким вот лекалам государство у нас и финансирует ныне помощь ветеранам Великой Отечественной.
Я же считаю, что ничего считать и делить не надо. Надо просто вспомнить, что у всех у нас есть совесть. И заставить и правительство, и парламент относиться к нашим ветеранам по-человечески. Да и многочисленным местным миллионерам пора уже понять, что они могут обойтись и без шумных презентаций и приглашений на собственные именины зарубежных поп-звезд. Ведь неимоверные деньги, потраченные на эти, с позволения сказать, мероприятия, — могут реально помочь тем самым двум сотням тысяч человек, которые много лет назад защищали нашу с вами свободу.
Впрочем, пока ни госчиновники, ни депутаты, ни богачи просто не в состоянии этого сделать. И им не стыдно. Стыдно нам…
И добавить тут что-либо трудно. На вопросы же, поставленные в начале материала, к сожалению, можно ответить только так: человеческое равнодушие к нашим ветеранам, помноженное на политическую недальновидность властей, — таков диагноз нынешних проблем с памятью у казахстанского общества. Но, забывая своих героев, мы рискуем и памятью о себе. И, кто о нас таких тогда вспомнит всего через пару десятков лет?..
P.S. В госбюджете на 2003 год какой-либо статьи, специально посвященной ветеранам Великой Отечественной войны, разыскать не удалось. Есть, правда скромный пунктик о средствах на реабилитацию инвалидов и ветеранов. Но, во-первых, это понятие слишком широко, и, безусловно, включает в себя не только стариков, прошедших ВОВ. А, во-вторых, сумма, указанная в этом пунктике (около 51,4 млн. тенге) очень несерьезна. Хотя бы по сравнению с теми деньгами, которые правительство и парламент предусмотрели для оплаты, так называемых литерных рейсов (читай — собственных поездок). Там предусмотрено почти 2 миллиарда 200 тысяч тенге.
Может быть нашим «слугам народа» надо поменьше мотаться по стране? Мы их лицами и по телевизору можем насладиться.