О бедных грузинах замолвите слово - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+3 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О бедных грузинах замолвите слово

О бедных грузинах замолвите слово

Продолжение, начало см.здесь.

  • 29 Ноября 2007
  • 1170
Фото - Caravan.kz

В последнее время становятся очевидными основные направления внешнеполитической деятельности Тбилиси. Активные действия, совершаемые официальными властями Грузии можно условно поделить на два вектора:
1. американский;
2. российский.

Но это не значит, что только США и Россия являются теми странами, к которым апеллирует Тбилиси. В этом случае нужно четко обозначить, что для Тбилиси союзником является только Вашингтон, а Россия, со слов некоторых грузинских политических деятелей — потенциальным агрессором.
Сразу оговоримся, выбранные Тбилиси два направления, являющиеся наиболее целенаправленными и масштабными, приняли наиболее четкие контуры сразу после вступления на пост президента страны Михаила Саакашвили в 2003 году.
Конечно, его предшественник — Эдуард Шеварнадзе — тоже поддерживал своеобразные контакты с двумя великими державами, но сократить дистанцию между США и Грузией удалось во многом благодаря фигуре М.Саакашвили.
Итак, американский вектор.
Причины сотрудничества
Стоит отметить, что внешнеполитические интересы Тбилиси являются отображением внутреннего социально-экономического развития страны. А это состояние представляет собой удручающую картину.
Ни для кого не секрет, что экономика Грузии по многим параметрам является неустойчивой и подверженной разного рода катаклизмам, как на мировом уровне, так и на региональном. Этому способствовало слабая деятельность, а фактически бездействие руководства страны со времени развала СССР. В результате в Грузии наблюдается:
резкий спад производства обрабатывающей промышленности;
отсутствие сырьевой базы в виде богатых залежей углеводородов;
низкий уровень (или фактически отсутствие) наукоемкого производства;
отсутствие инновационных разработок;
фактически ориентация страны на торговлю продукцией овощеводства и растениеводства.

Поэтому после вступления на высокую должность, президент Грузии, М.Саакашвили, не имея достаточно хорошо разработанной программы по выведению страны из кризиса и улучшению социально-экономического ситуации в Грузии, стал налаживать более тесные отношения с Вашингтоном, который, к слову, уже приложил немало усилий в процессе становления нового, лояльного США президента кавказской республики. И помощь не заставила себя ждать. Но проявилась она в специфической, пусть и традиционной с точки зрения Белого дома, форме.
Американская помощь
Вашингтон, действуя согласно разработанной стратегии расширения американского влияния на страны Кавказа, своим пристальным «вниманием» к Тбилиси пытался достичь сразу несколько целей.
Во-первых, он своей регулярной финансовой помощью правительству Грузии фактически сделал Тбилиси подконтрольным и зависимым от политики Белого дома.
Так, по данным ежегодника Jane’s Sentinel Security Assessment, Russia and the CIS за последние десять лет США предоставили помощь Грузии на сумму около 1,3 млрд долларов США.
Особо отмечается финансирование Вашингтоном силовых структур Грузии. Так, по данным Центра АСТ, суммарный бюджет силовых ведомств в 2002, 2003 и 2004 гг. составил соответственно 54,3, 74,7 и 130 млн долл. США.
А в в 2005 году суммарный бюджет силовых ведомств вырос по сравнению с прошлым на 90%, достигнув 250 млн долл. США. При этом объем военной помощи США возрос более чем вдвое, до 74 млн долл.
Во-вторых, расширяя военно-техническое сотрудничество с Грузией, США таким образом ослабляют материально-техническую зависимость Тбилиси от Москвы, с одновременным расширением своего влияния на военную составляющую страны.
Принимая во внимание, что помощь кавказской республике проходила по трем направлениям: финансовое, материально-техническое, учебно-методическое, — можно сказать, что Вашингтон получил контроль и над грузинской военной компонентой. Судите сами, помощь Соединенных Штатов Грузии осуществляется по следующим основным программам:
«Финансирование закупок вооружения иностранными государствами (FMF)»;
«Обучение и подготовка иностранных специалистов (IMET)».

В рамках данных программ, со стороны Вашингтона, начиная с 2005 по 2007 год включительно, Грузия ежегодно получала 11,9 и 1,4 млн. долларов США, соответственно.
Также была продолжена помощь и в рамках других программ, начатых еще при Э.Шеварнадзе. Так, в 2002-2004 гг. в рамках программы «Обучение и оснащение» Грузия получила 64 млн. долларов. США.
Реализовывая программу «Операции по сохранению стабильности», США предоставили только на четвертом этапе (2006г.) около 60 млн. долларов.
Третья американская программа «Финансирование закупок оружия из зарубежных стран» предусматривает выделение 11,9 млн. долларов. При этом Вашингтон напрямую фактически не участвует в процессе оснащения Грузии военной техникой, а содействует Тбилиси посредством других стран-членов НАТО.
Например, силам грузинских сил морской обороны, по данным справочника Jane’s Fighting Ships, были предоставлены следующие патрульные катера — один турецкого производства (тип «Тюрк»), два производства Греции (типа «Дилос»), один французского производства (тип «Комбатан-2») и др.
В-третьих, лоббируя некоторые интересы Грузии в Европе, США показывают, что они готовы и в политической сфере оказывать помощь республике, если, конечно, она (помощь) не идет вразрез с национальными интересами Вашингтона.
Так заслуживает внимания внесение в Сенат США законопроекта о поддержке вступления Грузии в НАТО. В проекте от имени Сената выражалась поддержка дальнейшему расширению НАТО, и, в частности, приему в альянс Грузии.
При этом законопроект под названием «Акт 2006 года о консолидации свободы в НАТО» предусматривает выделение из федерального бюджета США 10 млн. долл. Для Грузии.
Хотя и здесь не все однозначно. Так, в ПАСЕ и ОБСЕ не могут смириться с «демократическими методами» Грузии, когда в Тбилиси произошли: разгон демонстрантов с применением слезоточивого газа и резиновых пуль, отключение от эфира оппозиционного телеканала и введение чрезвычайного положения.

***
Однако при всей симпатии США к Грузии бросается некая однобокость предоставляемой Вашингтоном помощи.
Возникает парадокс, когда, пропагандируя борьбу за демократические основы и развитие гражданского общества, Белый дом целенаправленно финансирует лишь силовые структуры Грузии, которые, и занимаются по большому счету ограничением прав человека в отдельно взятой кавказской республике.
В результате создается ощущение, что поставляемая из-за рубежа военная техника, вселяет в Тифлисе уверенность в своей боеготовности и непоколебимости. Хотя, фактически реформирование грузинских вооруженных сил при финансовом и организационном участии США не сделали армию боеспособной. Здесь достаточно вспомнить невыполненные задачи грузинской армии по решению проблем Абхазии и Южной Осетии силовым путем.
Но как ни странно, официальные власти Грузии не видят, что их финансируют только ради активного противоборства с Россией, с целью постоянного поддержания Москвы в напряжении. Но здесь возникает и другой аспект — Тбилиси продолжает делать вид, что не замечает очевидных фактов или смирился с уготовленной ему ролью и старается не обращать внимания на то, что сегодня происходит с грузинским народом…

Продолжение следует

Фото с сайта http://www.apn.ru