О балансе водных интересов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О балансе водных интересов

О балансе водных интересов

Главы министерств водного хозяйства пяти республик в очередной раз попробовали договориться о распределении воды из трансграничных рек.

  • 18 Января 2010
  • 2397
Фото - Caravan.kz

В Шымкенте состоялось 54-ое заседание Межгосударственной Координационной Водохозяйственной Комиссии (МКВК) — уполномоченного органа правительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в вопросах использования ресурсов трансграничных рек Сырдарьи и Амударьи.
На повестке дня текущим вопросом было обсуждение режима работа Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в заключительный период межвегетативного сезона 2009-2010 годов (зима-весна 2010 года).
С одной стороны сельскохозяйственному сектору центрально-азиатских республик и Казахстану в это время требуются определенные объемы воды для промывки и обессоливания возделываемых полей. Так что вода нужна.
С другой стороны, конец зимы — начало весны — период потенциальных наводнений, связанных как с сезонным увеличением осадков, так и с тем, что в Киргизии и Таджикистане (где располагаются истоки трансграничных рек и каскады водохранилищ), в это время наступает острый энергетический дефицит. И там начинается повышенный сброс воды для выработки электроэнергии на своих ГЭС. То есть воды в низовьях трансграничных рек становится даже больше чем нужно.
Так что договариваться сторонам пришлось сразу о двух вещах — что бы воду давали, но только в фиксированных объемах и тогда когда нужно. И что бы ни в верховьях не допустили превышения сбросов воды.
В частности, Казахстан всегда страдает от увеличения сбросов по Нарын-Сырдарьинскому гидробассейну (истоки в Кыргызской Республике). Этот вопрос, по заверению членов МКВК, был решен достаточно быстро, так как в настоящее время Казахстан имеет соответствующие договоренности с Киргизией, связанные с поставками твердого топлива из Казахстана в КР взамен на ограничение сброса воды.
Гораздо проблематичней оказалась перспектива будущего вегетативного периода — времени полива орошаемых земель, когда всему аграрному сектору региона практически одновременно требуются огромные запасы воды.
Здесь, по информации председательствующего на заседании Анарбека Ормана, руководителя Комитета по водным ресурсам РК, стороны пока не пришли к взаимопониманию.
Таджикистан твердо поставил вопрос о возобновлении прежней единой системы энергетики в регионе. Напомним, что до недавнего времени страны Средней Азии и Казахстан входили в единую энергосистему, которая помогала взаимовыгодно решить вопросы энергетических перетоков между странами. Однако с прошлого года Узбекистан в одностороннем порядке вышел из нее. Это больно ударило по Таджикистану. Ранее до трети своих потребностей в электроэнергии таджики получали от Узбекистана и Туркмении (транзитом через РУ). После того, как Узбекистан отсоединился от единой энергосистемы, снабжение и транзит в Таджикистан полностью прекратились. И в настоящее время эта страна испытывает острую нехватку электроэнергии.
Таджикская делегация во главе с министром мелиорации и водного хозяйства РТ Якубзодом Саиди заявила, что если прежняя энергосистема не будет восстановлена, то Таджикистан спустит всю воду из своего Кайракумского водохранилища (расположено на реке Сырдарья в РТ) на выработку электроэнергии. Но в таком случае ко времени вегетации запасов воды практически не будет. И Узбекистан, являющийся главным потребителем «таджикской» воды останется без орошения.
Таджикская делегация предложила узбекам вновь войти в единую энергосистему.
Как сообщил Анарбек Орман, этот вопрос является одним из принципиальных, и наверняка, в ближайшее время, для его решения будет собрано внеочередное заседание МКВК.
— От этого зависит водоснабжение региона в вегетативный период, и обеспечить нормальные режим в этот период — наша главная задача, — подчеркнул Анарбек Орман.
В целом, как указывалось в протоколе заседания, внимание членов МКВК следует обратить на такие негативные моменты, как постоянно возникающие несогласованности в действиях сторон.
Подобные нестыковки отчетливо проявились во время вегетативного сезона прошлого, 2009 года, что доставило немало проблем аграриям, и в частности земледельцам Южно-Казахстанской области, испытывавшим недостаток и перебои в водоснабжении в поливной период.
Как отмечалось на заседании, заметных успехов стороны добились в деле улучшения экологической ситуации в дельтах рек Амударьи и Сырдарьи.
Так, по сообщению руководителя комитета по водным ресурсам РК, непосредственно в казахстанском секторе по руслу реки Сырдарьи в Кзылординской области восстановлены и выстроены новые водозаборные и оградительные сооружения. Это позволило реанимировать систему озер в Кзылординской области, наладить на их основе сельскохозяйственный и рыбоводческий комплексы.
Однако, по мнению членов МКВК, назрела необходимость «…разработки долгосрочной стратегии центрально-азиатских республик по обеспечению водой окружающей среды и природных комплексов…».
«Учитывая большое количество заинтересованных в равноправном и справедливом распределении воды в дельтовых водоемах и стимулирования заинтересованности в рациональном использовании воды, необходимо организовать Ассоциации водопользователей в каждой из дельт на базе объединения заинтересованных субъектов водопользования (рыбаков, охотников, скотоводом, сельских акиматов и др.)», — указано в протоколе заседания.
Также на заседании стороны обменялись мнениями по проекту Соглашения между правительствами пяти государств «Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья».
Поясним, что деятельность МКВК по вопросам водораспределения вод трансграничных рек, хоть и обеспечена всеми юридическим полномочиями, не имеет законодательной базы, которая была бы принята всеми сторонами. Наличие Закона (Соглашения), четко регламентирующего права и обязанности всех сторон в отношении природных богатств трансграничных рек, позволило бы расставить все точки над i, и в целом явилось бы куда более эффективным механизмом в решении проблемных вопросов.
Разработка таких нормативно-правовых актов в наших странах уже началась, и сейчас идет внутригосударственное согласование проекта Соглашения. Отметим, что техническую поддержку выработки Соглашения (а дело это очень материально затратное) до 2009 года оказывал Азиатский Банк Развития.
На текущем заседании МКВК, министры-водники среднеазиатских стран обратились к АБР с просьбой продолжить поддержку указанного проекта и в 2010 году. В этом году, по мнению членов МКВК, будет достигнуто полное согласование всех пунктов Соглашения, и закон межрегионального уровня будет принят.