Нынешнее поколение казахстанских детей не привязано к своей стране – эксперт - Караван
  • $ 487.24
  • 529.34
+4 °C
Алматы
2024 Год
18 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нынешнее поколение казахстанских детей не привязано к своей стране – эксперт

Нынешнее поколение казахстанских детей не привязано к своей стране – эксперт

Надежда на светлое будущее, определенно, есть, если условия, создающиеся для нынешних детей, будут соответствовать тому, что предлагают другие страны, считает отечественный педагог.

  • 14 Февраля 2022
  • 36157
Фото - Caravan.kz

Казахстанская сторона одобряет то, что наша молодежь будет активнее получать зарубежное, а именно – российское образование. Обусловлено это в первую очередь тем, что наш северный сосед предоставляет сильную образовательную техническую базу, а Казахстан в свою очередь очень нуждается в технарях.

Но какие очевидные плюсы и минусы можно выделить в этом вопросе? Безусловно, ставка делается на то, что молодые люди в итоге вернутся на родину грамотными специалистами и будут работать на благо своей страны. Но пойдет ли сценарий по такому пути в действительности? И есть ли гарантии, что отучившаяся за границей молодежь не останется там, чтобы построить карьеру и счастливую жизнь?

За ответами на эти и другие вопросы корреспондент медиапортала Caravan.kz обратился к молодому эксперту в сфере образования, преподавателю химии в одной из частных инновационных школ Алматы Улану Усенову.

— Один из очевидных плюсов обучения казахстанцев в России – отсутствие языкового барьера, — отметил вначале наш собеседник. — Русский язык очень близок нам, а потому качество усвояемости материла будет выше. Помимо этого в России множество замечательных городов, которые обладают большой культурной и исторической ценностью. К примеру, учась в Москве, Санкт-Петербурге или Казани, студенты смогут приобщиться историей того или иного края.

Из минусов – я испытал это лично на себе во время обучения в Санкт-Петербурге – некое пренебрежение или, скажем, не самое доброжелательное отношение к студентам из Центральной Азии. Это было не часто и не повсеместно, но все же было. Особенно ощущалось со стороны профессорско-преподавательского состава.

— Но все же где гарантии, что, отучившись за границей, наши соотечественники в итоге вернутся обратно, а не предпочтут остаться там?

— Таких гарантий никто и никогда предоставить не мог и не может. Но есть ряд установок, которые государство и определенные структуры могли бы достичь, дабы обеспечить молодым специалистам более комфортные условия для применения полученных за рубежом знаний здесь, на родине. Это и есть проявление тех самых патриотических чувств, это и есть привязанность к своей малой родине. Разумеется, также нет никаких гарантий и касаемо того, что обучение за границей пройдет обязательно успешно. Все ведь начинается с самого человека.

— Если сравнивать откровенно, то чем казахстанская образовательная база явно уступает зарубежной (даже той же российской), а в чем, наоборот, наши сильные стороны?

— Если говорить про школу, то я не думаю, что наша школьная система образования чем-то сильно уступает российской. Всё же мы – выходцы из одной системы, постсоветские страны похожи выбранным курсом направления образования. Но в то же время я прекрасно знаю, что предшкольная подготовка что в Казахстане, что в России – одна из самых сильнейших в мире. По большому счету, все наши дети, идущие в первый класс, уже умеют читать и писать. Казалось бы, такие несложные вещи, но по сравнению с западными странами – там дети учатся этому в первом-втором классе. Так что по параметрам функциональной грамотности наши дети могут потягаться за лидирующие позиции в мире. Другой вопрос – что происходит дальше, в процессе обучения до 9 класса. Ибо показатели функциональной грамотности – это тест PISA (Programme for International Student Assessment) – в этом отношении у нас резко падают.

Из других больших плюсов – академичность, определенная систематичность. Из минусов – низкий статус профессии в целом. Да, сейчас идет повышение оплаты труда преподавателям школьных структур, но в то же время оплата труда преподавателей колледжей и вузов по-прежнему остается очень низкой. Статус педагога нужно возвысить, а критерии отбора в эту профессию –  ужесточить. Профессия педагога должна стать статусной. А то выходит так, что учителем в Казахстане может стать чуть ли любой человек, а, например, чтобы стать водителем такси в Лондоне, нужно пройти необычайно сложные испытания и сдать множество тестов, с чем справится далеко не каждый. Хотя это всего лишь таксист. Но в Лондоне.

— Сложившуюся ситуацию с тревогой отмечали и глава государства, и экспертное сообщество: Казахстан стал страной юристов, экономистов и всяческих менеджеров с дипломами, но без знаний, умений и навыков, а нашей стране нужнее сейчас технари. Согласны ли вы с этими тезисами?

— Если учитывать, что экономика Казахстана построена на сырьевой базе – добыча и разработка источников полезных ископаемых (нефть, газ, уран, редкоземельные металлы), – то, однозначно, для всего этого в основе своей нужны инженеры, нужны технари. Другое дело – я не знаю, кто из детей, даже моих учеников, четко представляет, что делает инженер. Зато большая часть из них знают, что делают менеджеры, юристы и СММ-щики. Технари, конечно же, нужны. Раз уж у нас есть такие запасы и богатства, то куда лучше привлекать к работе с ними собственное население, нежели зарубежных специалистов со своими технологиями и за огромные средства.

— Как педагог, вы постоянно работаете с детьми и молодежью. Что вы можете сказать о культурном и образовательном уровне нынешнего поколения? И можете ли вы с уверенностью сказать, что надежда на светлое будущее в этой связи, определенно, есть?

— Нынешнее казахстанское поколение очень логичное и, я бы сказал, свободное – оно, наверное, менее привязано к какой-то территориальной единице. Это и хорошо, и плохо одновременно. Наши дети, наша молодежь действительно являются гражданами мира и также переживают за сложности страны, в которой они, может, ни разу и не были, но им это и не нужно, потому что они чувствуют это через соцсети, через людей из этих стран, с которым общаются. Но при этом же они могут не исключать возможность переезда в другую страну для того, чтобы построить там успешную карьеру. Поколение очень логичное и свободное, и нам нужно действовать, принимая эту данность. Нынешнее поколение более готово к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях, где достигается состояние победы обеих сторон: вы – мне, я – вам, и все довольны. Да, может быть, это звучит немного потребительски, но с учетом того, что современный мир является большой зоной рыночных отношений, – это нормально, и с этим надо считаться.

Надежда на светлое будущее, определенно есть, если условия, создающиеся для нынешних детей, будут соответствовать тому, что предлагают другие страны. Если они почувствуют, что им незачем уезжать куда-то далеко, в другую страну, и будут уверены, что они смогут достичь большого успеха благодаря своих знаниям и талантам, смогут воплотить в жизнь свои задумки и мечты и быть по-настоящему востребованными и оцененными в своей родной стране, то это будет как раз именно достижение той планки, о которой говорится с высоких трибун, — подытожил Усенов.