После длительного простоя возобновились работы в тоннеле у поселка Шакпакбаба Туркестанской области. Почти километровый проход в толще горы – один из знаковых долгостроев. Уже всю международную магистраль сдали в эксплуатацию, а участок тоннеля всё еще не завершен. Прошло уже 7 лет.
Тоннель
На меня даже незаконченный тоннель произвел неизгладимое впечатление. Две гигантские бетонные трубы, под 6 метров высоты, выходящие из основания горы, – совершенно фантастическое зрелище. В черном створе одной муравьями копошатся строители. В бетонном сооружении сыро. Из недр непрекращающимся потоком текут ручьи, еще не “заправленные” в дренажную систему.
В 2017 году пришла азербайджанская компания АО “Evraskon”, сменив на строительной площадке иранскую АОЗТ “Dena rahsaz construction company”.
Иранцы ушли, когда в Казахстане случился очередной виток инфляции. На свою беду, компания заключила контракт в казахстанской национальной валюте. Закупали все строительные материалы и оборудование за рубежом в долларах, а взаиморасчеты с нашим государством вели в тенге. Тенге упал, и иранцы остались на мели. Уход иранских рабочих со строительной площадки добавил трудностей азербайджанцам. В тоннеле, оставленном на долгое время без проведения бетонных работ, на трех десятках метров произошел обвал породы. На его устранение потребовалось время и проведение работ, которые должны предотвратить возможность повторного обрушения и дальнейшего обваливания породы.
– Только на ликвидацию последствий обвала дополнительно ушло 142–150 миллионов тенге. Сейчас зона обрушения безопасна. Все расчеты показывают, что бетонные армированные конструкции даже в зимнее время примут все нагрузки на себя без последствий, учитывая и снежный покров. Нет препятствий для продолжения работ, – пояснил директор Кызылординского филиала АО “Evraskon” Кадыр КАДЫРОВ.
Строители планируют к концу июля завершить бетонирование и приступить к укладке дорожной “одежды”. Предстоит еще проложить дренажные трубы, принимающие грунтовые воды, хотя этого в первоначальном проекте не было. А уже в августе полностью закончить с асфальтовыми работами. Останется около 600 метров подхода к тоннелю со стороны Шымкента и около 700 метров – со стороны Тараза.
Но и это еще далеко не всё. В первоначальном проекте тоннель предусматривался категории “Е” – по такому нельзя провозить горючие и воспламеняющиеся грузы. Им надо было идти в объезд через Шакпакбабу. С приходом азербайджанской компании принято решение перевести тоннель в категорию “А” – в этом случае по нему могут проходить машины с любыми грузами. Но для этого необходимо проектировать отдельную пожарную и вентиляционную системы. При входе в тоннель будет оборудован диспетчерский пункт и построена дополнительная насосная подстанция. Сейчас основная работа идет в левом тоннеле.
– В правом тоннеле пока не работаем, чтобы не повредить уложенный бетон левого тоннеля. Заливка должна застыть, и потому вести взрывные работы нельзя. Если не будет препятствий и неожиданностей по грунту, правый тоннель мы закончим где-то в мае следующего года, – поделился оптимистичными планами Кадыр Кадыров.
Трудности переходного периода
При этом трудностей у строителей более чем достаточно. Дополнительных около 150 миллионов тенге, которые потребовались на ликвидацию завала, – это не самая значительная часть расходов, которую предстоит еще согласовать. В 2017 году, когда на проект пришли азербайджанцы, тонна арматуры стоила 190–200 тысяч тенге, сейчас – 465 тысяч тенге. Дизельное топливо стоило 120–150 тенге за литр, а сейчас (когда был дефицит солярки) покупалось по 245–265. Сейчас компания вкладывает свои деньги.
– Не получится так, что в определенный момент вы не сможете продолжать вкладывать свои деньги и вам придется уходить?
– Комитет автомобильных дорог идет нам навстречу. Мы предоставим всю документацию, все сметы, а они обещают пересмотреть расценки. Дополнительных работ было сделано много. Ранее тоннель был 5 метров высотой, мы его довели до 5,50. Со всеми дополнительным работами, вложениями и изменениями в проекте потребуется еще 6–7 миллиардов тенге. Нам на тоннель дали только 2 миллиарда. По расчетам утверждалось, что 2 миллиардов достаточно, но практика показала, что нет. На весь левый тоннель мы материал закупили. Рабочие есть. С руководством мы переговорили о зарплате. – надеется на позитивное решение финансовых вопросов директор Кадыр Кадыров.
Официоз
По соглашению со Всемирным банком (именно он является “кошельком” проекта) каждые 2–3 месяца представители банка приезжают на строительную площадку, исследуют и анализируют ход работ. Вот и во время журналистского посещения тоннеля прибыли инспектирующие гости. Планируется к октябрю текущего года открыть левый проезд, а правый – в следующем году. На вопрос о том, как на стоимости проекта сказался перевод его в категорию “А”, проведение дополнительных работ по дренажу, вентиляции, установке систем пожаротушения, представитель заказчика пояснил:
– Проект был разработан в 2014 году. Тогда пришла иранская компания, которая предложила построить проект без изменения стоимости – около 18 миллиардов тенге, что включает тоннель, дорогу – около 42 км. На сегодняшний день, если изменения будут, проектная стоимость не будет повышаться.
– А представители азербайджанской компании говорят, что потребуется дополнительно 6–7 миллиардов?
– У нас есть конкретная сумма, и мы не будем превышать ее. А что касается их предложений по улучшению проекта, это будет отдельный проект.
– А не получится ли так, что на определенном этапе компания остановит работы и просто уйдет с площадки?
– Никто от проблем не застрахован. Видите, пандемия, цены выросли, но мы надеемся, что подрядчик приложит все усилия. Если этого не будет, в отношении компании будем принимать меры.
– Но подрядчик ведь не мог предусмотреть 2–3-кратное повышение цен на материалы, солярку, арматуру?
– В контракте есть понятие “корректировка стоимости”. И если есть удорожание материалов или дизтоплива, это компенсируется. Но корректировки проекта не будет. То есть за пределы 18 миллиардов не должны выйти, – заявил директор Туркестанского областного филиала АО “НК “КазАвтоЖол” Жамбыл БАХТИЯР.
Общественники
Но у строителей есть еще одно важное обязательство – перед жителями поселка.
– В 2017 году поток с возвышенностей затопил 8 домов поселка Шакпакбаба. В самой низкой части вода через трубу пошла в сторону поселка. Мы считаем, что это результат технического недосмотра проектировщиков, заказчиков и строителей, которые должны были предусмотреть возможность паводковых вод, – рассказал руководитель неформальной общественной мониторинговой группы по мониторингу проекта Бауржан ИСАЛИЕВ.
На общественных слушаниях жители поднимали вопрос о необходимости предусмотреть возможности прохода сельскохозяйственной техники на угодья, находящиеся выше строящейся магистрали. Как комбайны с 7-метровыми жатками будут проходить по дорожным полосам, где не предусмотрены проезды? Необходимо установить автобусные остановки и площадки для торговли овощами и фруктами. Жители говорили и о судьбе дороги внутри поселка, которая все эти годы используется как международная трасса. Она уже в некоторых местах просела. Часть пожеланий жителей строители уже выполнили. Для отвода родниковых и грунтовых вод предусмотрены шлюз и проложены трубы. Когда потребуется вода для полива, жители могут открыть шлюз, и вода пойдет на огороды. В иных случаях вода по каналу будет уходить в сторону от поселка. Представитель КазАвтоЖола заявил, что все поднятые жителями вопросы будут находиться на контроле.
ПОСЕЛОК ШАКПАКБАБА