А чтобы было понятно, с чего начать, выкладывают в соцсетях фото самых страшных придорожных нужников – это зловонные уродливые развалюхи, в которых не убирают годами. Там нет ни воды, ни света, ни туалетной бумаги. Многие из этих “благ цивилизации” не только антисанитарны, но даже опасны – того и гляди провалится прогнивший пол. Так кто же должен следить за состоянием отхожих мест
в стране, развивающей туризм? Иностранцы обещали помочь нам с туалетами! — депутат Ирина Смирнова
Председатель АО “НК “Казах Туризм” Рашид КУЗЕМБАЕВ, к которому мы обратились с этим вопросом, сразу уточнил: его нацкомпания за туалеты вдоль дорог не отвечает. За трассы республиканского значения ответственность несет нацкомпания “КазАвтоЖол”, а за местные дороги и инфраструктуру – акиматы.
– Они и должны этим заниматься. “Казах Туризм” занимается продвижением Казахстана как туристской дестинации. Мы отвечаем за то, чтобы у нашей страны был хороший имидж, чтобы ее во всем мире узнали как турнаправление. И мы тоже сталкиваемся со всеми этими проблемами, – констатирует Кузембаев, – поэтому изначально не будем рекламировать те объекты и те регионы, которые не дотягивают до нужного уровня. Мы будем предлагать более или менее качественный продукт, который не стыдно показать нашим гостям.
По словам Кузембаева, для объектов придорожного сервиса в Казахстане уже разработаны стандарты, где прописано, каким должен быть туалет.
– Но пока нет механизма, который заставлял бы делать именно такие объекты. Туалеты, которые мы видим у нас, – это убогие произведения зодчества, куда можно энтомологов приглашать, чтобы ловить мух различного масштаба и различной расцветки, – обрисовал ситуацию глава нацкомпании. Шотландские туристы были шокированы жуткими туалетами в Казахстане
Туристы ужасаются при одной только мысли посетить смрадное строение, в котором невозможно не только руки помыть, но даже дверь на щеколду запереть. Так кто в этом виноват? И почему бездействуют акимы?
– Если на территории акима находятся кафе, заправка, СТО, а туалет на улице, то за это отвечает предприниматель, который взял ее в аренду. И здесь вот какая ситуация. С одной стороны, акимат, как арендодатель, может спрашивать с предпринимателя, но с другой – он не может каждый раз приходить с проверкой. Даже у санэпидстанции нет таких полномочий – проверять эти туалеты. Поэтому мы считаем, что здесь в первую очередь должен быть общественный контроль, – определил ответственных Рашид Кузембаев.
На активных граждан у “Казах Туризма” большая надежда. В недрах компании зреет план, реализация которого поможет решить эту зловонную проблему.
– Мы хотим, чтобы на каждом туалете вдоль трасс висела дощечка, на которой было бы написано, кто ответственный за него. У нас не будет возможности ездить по всей стране и развешивать их, поэтому мы сформируем списки, раздадим дощечки и дадим возможность людям внести свой вклад: едет человек, зашел в туалет и приклеил табличку. Или увидел там бардак и написал: такой-то предприниматель не следит за туалетом, – рассказывает председатель нацкомпании.
А чтобы после жалобы нерадивого предпринимателя можно было наказать, нужно внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, считает Кузембаев.
– Нужно прописать в КоАПе, чтобы это штрафовалось как административное нарушение. Здесь важен общественный контроль. Надо четко понимать: не бывает бесхозных туалетов, у каждого есть хозяин, и наша задача – определить его, ответственных за каждый объект придорожного сервиса, их имена и фамилии, юридический адрес и телефон. Если возникает вопрос, ты просто звонишь ему и сообщаешь о проблеме, либо фотографируешь и размещаешь в Интернете с указанием ответственного лица, – говорит глава “Казах Туризма”.
Пока это лишь идея, подчеркивает он. Никто не собирается требовать от предпринимателей, чтобы они сносили существующие клозеты и на их месте строили супертуалеты с системой отопления и кондиционирования воздуха. Но поддерживать чистоту на территории, взятой в аренду, они обязаны.
А в нацкомпании “КазАвтоЖол” пообещали увеличить количество пунктов придорожного сервиса, а значит, и туалетов, размещенных вдоль центральных трасс. До конца года там планируют привести в соответствие с национальным стандартом 260 объектов, расположенных в наиболее оживленных местах. Минимальные требования к ним – наличие магазина, автозаправочной станции, теплого туалета и возможность согреться.
АСТАНА