Еще в конце лета – начале осени уходящего года, когда в столице Белоруссии готовилось то, что потом было названо "минскими соглашениями", из МИД Казахстана стали появляться утечки, что и президент РК Нурсултан Назарбаев готовит некие предложения по мирному урегулированию на Донбассе, сообщается на сайте ИА Новости-Казахстан.
Это не стало неожиданностью, так как Назарбаев уже имел миротворческий опыт – на первом этапе именно Казахстан вместе с РФ в начале 90-х годов готовил предложения по мирному урегулированию ситуации вокруг Нагорного Карабаха (именно эти наработки и стали базой для перемирия 1994 года). Было заметно, что президент РК очень болезненно переживает то, что происходит на востоке Украины и готов снова выступить в качестве миротворца.
И вот в конце декабря Назарбаев наконец-то четко обозначил свою позицию. Президент Казахстана уверен, что кровопролитие в Украине больше не может продолжаться. Об этом он заявил во время минской встречи с Петром Порошенко. Назарбаев обозначил необходимое условие выхода из затянувшегося кризиса: «Главное, чтобы вы прямо, с глазу на глаз, говорили с Владимиром Путиным. И для России, и для Украины настает время истины. Дальше кровопролитие продолжаться не может». Это заявление можно считать революционным, поскольку ранее президенты России и Украины общались между собой только в рамках так называемого "нормандского формата" и никогда не вели прямые переговоры. «Такая большая, хорошая, богатая страна находится в таком состоянии – больно смотреть», – добавил Назарбаев.
По возвращении из Минска Нурсултан Назарбаев решил детально разъяснить свою позицию по мирному урегулированию на Украине. "Я призываю всех лидеров государств лично, персонально встретиться, сесть за стол переговоров, найти компромисс, остановить все это — вакханалию — и установить нормальную жизнь всех государств", — сказал президент РК, выступая в ходе общенационального телемоста в Астане. Назарбаев напомнил, что на днях "совершил непростой рабочий визит на Украину". "Там корень всех проблем — нет стабильности и согласия в обществе, поэтому экономика не работает. Некому этим заниматься. Поэтому люди нуждаются там в элементарном. Нет света, веерные отключения. Где? На Украине", — достаточно эмоционально заявил Нурсултан Назарбаев.
Лидер Казахстана последовательно продвигает мысль, что продолжение боевых действий приведет к экономическому краху как "народных республик", так, в конечном счете, и Киева. Может ли быть призыв Назарбаева – старейшего из лидеров постсоветских государств – услышан на Украине? С одной стороны, видно, что Порошенко испытывает личное доверие к Нурсултану Назарбаев и явно готов принять его миротворческие усилия. С другой, у Петра Порошенко сейчас резко сужается поле для маневра и власть начинает утекать, как песок сквозь пальцы. Сначала Порошенко был вынужден фактически отдать Кабмин Украины со всей экономической политикой своему ближайшему партнеру по коалиции Арсению Яценюку и фактически утратить основные рычаги влияния на экономику и финансы страны.
Но на фоне грядущего неизбежного социального взрыва, тем не менее, именно Порошенко может стать основной мишенью для огромного числа недовольных украинских граждан.
И вот после принятия Верховной Радой 25 декабря закона, расширяющего полномочия Совета национальной безопасности и обороны (РНБО) и секретаря Совбеза, президент Украины рискует потерять влияние и на силовой блок (МВД и так уже по факту не подчиняется Порошенко, поскольку глава этого важнейшего из силовых ведомств Арсений Аваков подотчетен премьеру Яценюку, и последний изо всех сил лоббировал закрепление МВД именно за Аваковым). СНБО (РНБО) по факту может стать параллельным центром для украинских силовиков. Изменения предполагают, что СНБО сможет не только подавать предложения президенту, но и принимать решения по ряду вопросов политического, экономического, военного, информационного, иного характера в соответствии с масштабом потенциальных и реальных угроз национальным интересам Украины, а также "по вопросам объявления состояния войны, общей или частичной мобилизации, введения военного или чрезвычайного положения".
То есть «кровавый пастор» Турчинов, на котором лежит основная ответственность за начало полномасштабных боевых действий на востоке Украины весной этого года и срыв попыток мирного урегулирования конфликта (хотя те же умеренные силы в Киеве пытались избежать его трансформацию в войну), получает крайне серьезные полномочия и по факту может возглавить некий "военный совет" (хунту в общепринятом понимании), которая однозначно возобновит широкомасштабные боевые действия против "народных республик" и даже формально не будет себя связывать минскими договоренностями. Турчинов однозначно (без каких-либо полутонов и нюансов) – человек войны и лидер "партии войны" на Украине. Сможет ли Порошенко стать (пусть и с оговорками, и с откатами) лидером "партии мира" в стране? У него сейчас нет другого выхода, если он хочет сохранить свою власть.
И визит Нурсултана Назарбаева стоит рассматривать в первую очередь как побуждение Петра Порошенко к развитию минского процесса. И экономическая помощь Казахстана Украине будет жестко привязана к продолжению и расширению этого процесса. Многие алармисты в России после визита Нурсултана Назарбаева в Минск поспешили заявить, что совместная позиция Астаны и Минска носит антироссийский характер, и направлена на ослабление роли Москвы в процессе украинского урегулирования. Это категорически противоречит характеру мирных предложений президента РК. И Москва, и Астана, и Минск (все члены ЕАЭС) имеют сейчас стратегическую цель – достижение устойчивого мира на Украине, хотя и могут расходиться в тактике достижения этой цели. И, возможно, именно Нурсултану Назарбаеву удастся выработать общий подход ЕАЭС по урегулированию украинского кризиса.
Астана же может стать второй площадкой для «минского процесса».