Законопроект с сопутствующими поправками сегодня одобрили в первом чтении депутаты Мажилиса на пленарном заседании, сообщает Caravan.kz со ссылкой на пресс-службу Мажилиса
В ходе обсуждения законодательных норм депутаты подняли ряд вопросов, которые, в частности, касались механизмов сокращения доли закупок из одного источника. Мажилисмены поинтересовались у министра финансов, как будет исполняться соответствующее поручение Главы государства, если в законопроекте предусматривается такой способ закупок, но не прописаны основания для их осуществления. Вместе с тем указано, что основания и порядок будут определяться правилами закупок, утверждаемыми министерством финансов.
Акцентировав внимание в целом на проблеме закупок из одного источника, Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин подчеркнул важность того, что всё же Правила будут утверждаться министерством финансов.
— Конечно, хорошо, если бы все нормы законов были прямого действия, но у нас в стране субъекты квазигосударственного сектора имеют, как правило, разновекторный, многоотраслевой характер. И необходимо учитывать специфику их деятельности. Поэтому, наверное, надо согласиться с подходом Правительства: сделать базовый закон, а регулирование отдать Правилам и другим нормативным документам, — считает Нурлан Нигматулин.
При этом Спикер Мажилиса привёл цифры, согласно которым, к примеру, холдинг «КазАгро» в 2018-2020 гг. из одного источника производил 98% закупок, национальная компания «Kazakh Tourism» — в 2018-2019 гг. – 100%, а в 2020 г – 98%. Эти компании руководствуются своими правилами.
Тогда как Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» в рамках новой модели управления закупками согласовывает свои Правила закупок с Правительством. В результате удалось снизить долю закупок из одного источника с 87% в 2018 г. до 21% в 2020 г.
По мнению Нурлана Нигматулина, после принятия закона ситуация должна измениться, так как его нормы будут регулировать деятельность не только Фонда «Самрук-Казына», холдингов «Байтерек», «КазАгро», но и 253 национальных компаний и их дочерних организаций, где общая сумма закупок ежегодно составляет порядка 3,5 триллиона тенге.
Спикер Мажилиса выразил уверенность, что предложение Правительства позволит, с одной стороны, обеспечить прозрачность и контролируемость закупок субъектов квазигосектора, а с другой – гибкость и эффективность таких закупок.
— Во всех этих вопросах вместе с этими компаниями квазигоссектора и Правительство будет нести всю полноту отвесности за организацию закупок, — отметил Нурлан Нигматулин.
Депутаты также предлагают закрепить в законопроекте норму, устанавливающую конкретный срок оплаты поставщикам, не превышающий 30 рабочих дней. По словам мажилисменов, в пояснительной записке к законопроекту такая норма предлагается, однако в самом законопроекте отсутствует.
— Депутаты правильно ставят вопрос, что должен быть установлен конкретный срок оплаты. В данном случае 30 рабочих дней. Работа выполнена, товар получен, акт приёмки подписан – надо платить и платить надо вовремя. Здесь необходим баланс прав и ответственности заказчика и поставщика, — согласился с предложением депутатов Спикер Мажилиса.
По итогам обсуждения Нурлан Нигматулин подчеркнул важность законопроекта, имеющего большое значение сейчас, в период восстановления активности нашей экономики.
— Главная идеология этого законопроекта состоит в том, чтобы способствовать формированию эффективной и прозрачной системы закупок квазигосударственного сектора. Причём – с безусловным приоритетом отечественных товаропроизводителей. Это позволит, во-первых, максимально загрузить производственные мощности казахстанских предприятий. И во-вторых, не только сохранить, но и создать рабочие места, — резюмировал Спикер Мажилиса.
При этом, по словам Нурлана Нигматулина, до второго чтения предстоит доработать нормы с учётом состоявшегося обсуждения, а Правительству в лице министерства финансов совместно с квазигосударственным сектором после принятия законопроектов – разработать и утвердить весь перечень необходимых нормативных документов.