На пленарном заседании мажилиса в ходе рассмотрения разработанных депутатами законодательных поправок относительно защиты прав ребёнка особое внимание уделено вопросам буллинга и кибербуллинга, сообщает Caravan.kz.
Депутаты предложили на законодательном уровне закрепить понятие «травля (буллинг)», а также компетенцию министерства образования и науки по разработке и утверждению правил её профилактики в образовательном процессе.
Согласившись с необходимостью разработки правил и инструкций, вместе с тем председатель мажилиса Нурлан Нигматулин выразил сомнение в эффективности только данных мер и высказался за выработку конкретных механизмов борьбы с кибербуллингом.
— В последние годы буллинг, и особенно кибербуллинг, стал представлять большую общественную опасность, приводит к серьёзным последствиям, всё чаще становится причиной суицидов. В возрастной категории до 18 лет в прошлом году было 143 суицида и 306 попыток суицида. А только за полгода нынешнего уже 105 суицидов и 193 попытки. Понятно, что есть случаи по семейно-бытовым причинам, но немалая доля связана с буллингом. Всё это говорит о том, что здесь нужны действенные меры ответственности за совершение противоправного деяния, коим является булинг, — считает Нурлан Нигматулин.
При этом спикер мажилиса отметил, что в данном случае на практике «не работают» механизмы рассмотрения буллинга и кибербуллинга в рамках статей, касающихся оскорбления и клеветы. Нурлан Нигматулин также напомнил, что при рассмотрении ужесточения ответственности за браконьерство в отношении редких животных правоохранительные органы выступили за усиление наказания и выводу этой категории преступлений в отдельный состав.
— Наверное, и здесь необходимо проявить ту же принципиальность и строгость закона, как вы проявили в борьбе против браконьерства. Потому что эти преступления (против детей) не менее резонансны, чем браконьерство, и имеют не меньшую общественную опасность и значимость, — сказал Нурлан Нигматулин, обратившись к представителям Генеральной прокуратуры и МВД.
По словам спикера мажилиса, не обязательно говорить об уголовной ответственности.
— Никто не ставит целью криминализировать детское население. Речь можно вести об административной ответственности. Но какие-то шаги делать уже пора. До второго чтения и рабочей группе, и профильному комитету совместно с соответствующими государственными органами надо отработать эти вопросы и внести свои предложения по конкретному механизму ответственности за травлю детей. При этом не забудьте посоветоваться с гражданским обществом, — резюмировал Нурлан Нигматулин.
Депутаты также подняли вопрос и относительно своего предложения увеличить возраст пребывания детей-сирот в домах ребёнка системы здравоохранения с 3 до 6 лет. В настоящее же время дети-сироты при достижении 3 лет переводятся из домов ребёнка в детские дома системы образования, а дети с особыми потребностями – в учреждения системы социальной защиты населения.
Однако министерство образования и науки, ссылаясь на необходимость реализации «пилотного проекта», предлагает отсрочить принятие соответствующей законодательной нормы на 5 лет.
— Предложение о «пилоте» – не что иное, как бюрократический приём, чтобы отодвинуть решение вопроса. И это в конечном счёте может отразиться на судьбах ни в чём не повинных детей, которые и так остались без родителей. Сегодня содержание как домов ребенка, так и детских домов уже финансируется за счёт местных бюджетов. Поэтому фактически речь идет, по большому счёту, о перераспределении финансовых потоков, — отметил Нурлан Нигматулин, поручив рабочей группе до второго чтения доработать норму.
Подводя итог состоявшегося обсуждения, спикер мажилиса отметил общественную значимость законопроекта:
— Нормы законопроекта вызваны современными реалиями, вызваны цифровой эпохой. Эти нормы вызваны самой жизнью. И, рассматривая данный законопроект, мы тем самым приступаем к реализации поручения главы государства по законодательной защите граждан от травли в Интернете, — подчеркнул Нурлан Нигматулин.
По словам спикера мажилиса, нужны системные меры и комплексный подход с участием всех заинтересованных госорганов, педагогов и родительской общественности.
— Что касается депутатского корпуса, то мы готовы принять все необходимые законодательные нормы по совершенствованию механизма защиты прав детей, — резюмировал Нурлан Нигматулин.