Такого конкретного и грозного предупреждения со стороны гражданского шефа военные чины из Генерального штаба давно не получали. Аж привстали на совещании от неожиданности.
Новый министр обороны, мастер спорта по рукопашному бою, взял и без лишних слов обрушил на генералитет свое заявление, прозрачно напомнив подчиненным, чем в первую очередь должны заниматься офицеры столичных штабов, институтов и академий. И что им может светить за денежные поборы и злоупотребление властью.
– Каждый военнослужащий должен глубоко осознать, что “лезть в бюджетный карман” и “карман” своего сослуживца – преступление. Нечестный на руку военнослужащий – удобный объект для криминалитета и иностранных спецслужб, – заявил ровным, но не терпящим возражения голосом Нурлан Ермекбаев.
Он, пожалуй, один из первых в действующем кабинете министров открыто признал, что среди силовиков еще “имеют место случаи поборов за отсрочки от прохождения воинской службы, и даже при реализации законных прав военнослужащих – получении очередных воинских званий и предоставлении отпусков”.
– Наиболее типичные виды коррупционных нарушений – злоупотребление служебным положением в виде поборов и взяток при проведении госзакупок, поступлении в военные учебные заведения, приеме на воинскую службу по контракту, продвижении по службе и освобождении от ответственности за правонарушения, – говорит Нурлан Ермекбаев. – Отмечаются факты хищений денежных и материальных средств в результате их искаженного учета и списания. Причиной коррупционных нарушений может быть множество различных факторов.
Но главные – это правовой нигилизм и нечестность отдельных начальников, готовность некоторых граждан, в том числе военнослужащих, “играть по правилам” коррупционеров, давая взятки и незаконно обогащая мздоимцев, а также недостаточная профилактическая работа и слабый контроль. О чем Генеральный штаб недоговаривает новому министру обороны
Многие сталкивались с такими фактами, были свидетелями, слышали об этом от сослуживцев, но предпочли промолчать, закрыть глаза на происходящее…
Мягко стелет, да жестко спать
Сделанное в стенах оборонного ведомства гражданским министром заявление уже активно обсуждается в войсках. Офицеры даже в самых отдаленных гарнизонах начинают верить, что он, как истинный разведчик, действительно “всё и про всех знает”.
Знает, к примеру, кто из заместителей начальника Генерального штаба и где именно построил особняк в три уровня, сколько автомобилей дорогих марок томится в их генеральских гаражах, сколько квартир оформлено на подставных лиц и сколько проведено рейдерских захватов чужой собственности…
Знает, кто из высокопоставленных чиновников отдыхать летает за рубеж и непременно селится в пятизвездочных отелях, кто генеральские лампасы обмывает под брызги шампанского и музыку Центрального военного ансамбля МО РК. Кто тои пышные проводит по случаю женитьбы своих детей как бы за казенный счет.
Записки с компроматом на алчных начальников не залеживаются в ящиках доверия, установленных по его приказу во всех военных гарнизонах.
Только вот что теперь министру обороны с этой “взрывоопасной информацией” делать? Генеральному прокурору ее передавать? Председателю КНБ? Или самому закатывать рукава и воспитывать заблудший в коррупционные дебри личный состав?
Равнодушных быть не должно
От осознания всего этого “раздевающего” нововведения в армейской среде нынешним обитателям Генерального штаба становится не по себе.
Они начинают перешептываться друг с другом, срочно сбегать в отпуска по семейным обстоятельствам, ложиться в госпитали на обследование и уезжать подальше из столицы, чтобы не попадаться под пристальный взгляд министра.
– Каждый факт коррупции в Вооруженных силах подрывает доверие народа к армии, к ее способности встать на защиту страны, невзирая на риски и потери, – продолжает Нурлан Ермекбаев. – Военнослужащий находится под пристальным вниманием общества и правоохранительных органов. Как защитник Отечества, он должен быть готов пожертвовать собой во имя Родины. Несмотря на высокие морально-этические качества казахстанских военнослужащих, на имидж Вооруженных сил отрицательно влияют случаи коррупции и нарушения этики. Ни один такой сигнал не останется без рассмотрения! В воинской среде не должно быть равнодушных!
Особое внимание – чрезвычайной комиссии
Ранее Нурлан Ермекбаев уже объявлял о “нулевой” терпимости к всякого рода преступлениям и правонарушениям в Вооруженных силах. Говорил, что особое внимание будет уделено работе чрезвычайной комиссии по противодействию коррупции, которую, на его взгляд, необходимо вывести на принципиально новый уровень: В Военном институте Сухопутных войск началась тотальная чистка кадров
– Для искоренения коррупции в Вооруженных силах требуются усилия всех без исключения. В этой связи руководству министерства обороны необходимо на постоянной основе добиваться объективного подхода к вопросам продвижения по службе, присвоения воинских званий и наград. Улучшать условия службы, решать накопившиеся социальные вопросы, повышать социальную защищенность и благосостояние военнослужащих.
Главнокомандующим видами Вооруженных сил, командующим войсками, командирам частей и подразделений министр буквально приказал “обеспечить неукоснительное соблюдение всех прав военнослужащих, включая соблюдение регламента служебного времени, прав на своевременные отпуска и выплаты, социальное и медицинское обеспечение”.
– Необходимо системно вести профилактическую работу по выявлению коррупционных проявлений, в том числе путем анонимных опросов и анкетирования, функционирования телефонов доверия, расширения возможностей прямых обращений военнослужащих к руководству, а также путем личного приема, – продолжает Нурлан Ермекбаев. – При выявлении правонарушений и преступлений не скрывать их, а докладывать вышестоящему командованию, передавать материалы в военные правоохранительные органы и в комиссию по противодействию коррупции. Каждый факт отслеживать и постоянно информировать личный состав о ходе и результатах расследования.
Жалуйтесь, господа солдаты
Солдатам-срочникам и сержантам-контрактникам министр обороны тоже задачу нарезал непростую – незамедлительно сообщать руководству и в правоохранительные органы о фактах коррупции. Быть заинтересованными в совместной бескомпромиссной борьбе против этого зла. Не молчать, не укрывать, не проходить мимо. Не сомневаюсь, что совместными усилиями мы сможем сделать облик казахстанского военнослужащего предметом гордости и подражания для молодого поколения, сказал он.
По мнению Нурлана Ермекбаева, отныне это честное доносительство на потерявших совесть и утративших чувство меры генералов не будет считаться в армии стукачеством.
Комиссию по противодействию коррупции в минобороны сейчас возглавляет Абулхаир СКАКОВ. В заместителях у него – главный армейский идеолог генерал-майор Мухамеджан ТАЛАСОВ.
Когда верстался номер
Нам удалось связаться с генерал-майором Мухамеджаном Таласовым (на фото) и поинтересоваться у него о планах этой чрезвычайной комиссии по борьбе с коррупцией, в которой он, как утверждается в Генштабе, играет немаловажную роль.
– Работа сейчас идет в войсках активная по разъяснению заявления нашего министра обороны. Телефоны доверия известны всем. Ящики для заявлений граждан тоже кругом установлены. Пусть жалуются. Обязательно рассмотрим, – отвечает по телефону из Астаны Мухамеджан Таласов. – Раньше мы по хвостам били, а теперь работаем на упреждение.
– Господин генерал, после громогласного заявления гражданского министра обороны так и на вас в войсках показывают пальцем, мол, кроме того, что квартиру приватизировали от минобороны, так еще и дворцом роскошным владеете в Астане по улице Акбаян. И в Щучинске успели огромный дом построить, как говорится, не без посторонней помощи кадетского корпуса.
– Откуда у вас такая информация?! Да, в Астане у нас имеется частный дом по улице Акбаян, но он отцу моему принадлежит, а не мне. И в Боровом. Меня тысячу раз уже проверяли по этому вопросу. В декларации всё указано.
Я чист. Был бы замешан в чем-то криминальном, то генерала не присвоил бы мне Верховный главнокомандующий.
Вы наверняка знаете мою биографию. Я уходил из армии. В бизнесе работал определенное время. Я очень горжусь тем, что наш Президент дал нам такую возможность. И генералам в столице квартиры будут предоставлять. А вы, что, не рады этому? Хотите, чтобы наши уважаемые генералы бомжевали? О чем узнал Кайрат Кожамжаров из письма казахстанского офицера
– Мухамеджан Кадиржанович, а правда, в войсках поговаривают, что на ваших семейных праздниках Центральный ансамбль песни и пляски обычно играет?
– Ну не бесплатно же. Гражданские там были музыканты в основном. Нанятые. Это моя личная жизнь. Имею право. А что это вы моей личностью так внимательно интересуетесь? Все г… поднимаете?
– Читателям “КАРАВАНА” интересно знать, чем живут нынешние генералы. И чем дышат, особенно когда являются членами чрезвычайной комиссии по борьбе с коррупцией.
– Я воспользовался своим законным правом. На старом месте службы жилье сдал. Здесь получил, приватизировал. В чем, не понимаю, проблемы?!