“НТР стучится в дверь… Куда денусь я теперь?” - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“НТР стучится в дверь… Куда денусь я теперь?”

“НТР стучится в дверь… Куда денусь я теперь?”

Сорвется ли эта фраза с уст тысяч мало-квалифицированных рабочих, на смену которым придут машины в ходе неизбежной научно-технической революции? Станет ли прогресс благом для страны или усугубит социальную обстановку?

  • 8 Ноября 2013
  • 3751
Фото - Caravan.kz

Российские экономисты модернизацию национальной экономики в условиях глобального экономического кризиса склонны считать серьезной проблемой для рынка труда: без изменения структуры производства и создания новых рабочих мест модернизация рискует привести к исчезновению трети существующих рабочих мест.

У наших же экономистов согласия нет. Одни считают, что проблемы вообще нет, учитывая почти предсмертное состояние многих отраслей промышленности. Мы, мол, до таких проблем не доросли.

Другие указывают на первые тревожные звоночки: недавно в Кызылорде бастовали около пятисот рабочих закрывающегося депо из-за перспективы пополнить ряды безработных.

Так насколько опасна модернизация производства рынку труда? И стоит ли отказываться от прогресса ради сохранения рабочих мест?

Ответ на этот вопрос попытались найти участники клуба “Эксперт” на дискуссии “Научно-технический прогресс и его социальные последствия”.

Рабочий в белом халате

– В России из-за внедрения новых технологий 30 процентов рабочих были сокращены. Тысячи людей рискуют остаться без работы и у нас. А ведь это может привести к дестабилизации социальной обстановки на местах, – считает модератор клуба “Эксперт” Нурлан ЕРИМБЕТОВ.

Однако главный инспектор труда Министерства труда и социальной защиты населения Тулеген ОСПАНКУЛОВ, обеими руками голосуя за модернизацию, назвал сокращение рабочих “вопросом вторым”.

– Главное, что придет с новыми технологиями, – это безопасность производства. Рабочий будет не в кирзовых сапогах и каске, а в белом халате и управлять пультом.

Тем не менее часть полномочий все равно придется делегировать машинам. А значит, кому-то придется покинуть предприятия навсегда, записав свои профессии в анналы истории. Но работать где-то им все равно придется, жить на что-то надо!

Куда пойти учиться?

– Сейчас остро стоит вопрос: какие отрасли будут развиваться в перспективе и какие именно специальности будут в тренде? Надо честно сказать людям, у каких профессий нет будущего, а какие будут востребованы, – призвал модератор всех участников дискуссии.

Однако главный эксперт управления горнодобывающей промышленности Комитета промышленности Толеген КАЗАНГАПОВ, который мог бы подсказать, куда лучше пойти учиться, чтобы наверняка быть с работой, был сдержан в ответах: “Нужно развивать IT-технологии”, “нововведения коснутся всех сфер промышленности”, “новые специальности должно готовить Министерство образования и науки”…

Почему-то представитель главных режиссеров инноваций роли Министерства индустрии и новых технологий в формировании госзаказа на специалистов не усмотрел. Как и не вспомнил целый сектор сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и ряд других, которые в покровительстве министерства нуждаются как никогда. Или туда инновации внедрять и не собираются?

Идите… в бизнес

Социальная обстановка на местах, как заметил гендиректор Центра социального партнерства,  – головная боль местных акимов, для которых “тишь да гладь” в регионе поважнее роста производства.

– Местные власти оказывают скрытый протест инновациям. Как будет решаться эта проблема? – задал вопрос представителю Минтруда модератор дискуссии Нурлан Еримбетов.

– Искоренить безработицу может развитие малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг, – считает Тулеген Оспанкулов.

Тут же вспомнили о ВВП Италии, 80 процентов которого дают фирмы, где задействованы 2–3 человека. Правда, оговорились, что развивать в казахстанских условиях нужно не только “привычные ресторанчики и парикмахерские”, но и малый и средний бизнес в инновационных сферах.

– Любой завод не может обеспечить себя деталями на все сто процентов, – говорит Серик ТОЛЕБАЕВ, управляющий директор АО “НК КТЖ”. – К примеру, сборка автомобилей. Чем закупать за рубежом запчасти, те же шурупы и болты, не лучше ли открыть сопутствующие предприятия по производству нужных деталей при заводе?

Трудно договориться?

В общем, желания прозвучали самые что ни на есть благородные. Всем предоставить рабочие места: рабочим – на производстве, самозанятым – в малом и среднем бизнесе, поднять производство на новый уровень.

На словах все выглядит красиво. Однако как научно-технический прогресс скажется на обычных казахстанских семьях? Ведь не каждый рабочий с лопатой сможет получить достаточную квалификацию для нового производства.

Так и осталось непонятным – где, сколько и каких специалистов потребуется.

Перед тем как говорить о модернизации национальной экономики, надо заранее модернизировать  рынок труда: готовить специалистов, ориентируясь на перспективу развития отрасли. То есть нужен четкий план развития экономики в региональном аспекте. Однако, по данным Минтруда, пятилетние прогнозы развития рынка только планируется (!) обеспечить с 2014 года. Как признался министр образования, специальности будущего пока неизвестны. А министерства, которым писать сценарий развития экономики – регионального развития, индустрии и новых технологий, экономики и бюджетного планирования, – никак не могут договориться и написать его с четким распределением ролей.

Астана