В самом начале своего выступления Глава государства подчеркнул, что в единстве и согласии мы смогли построить новое государство, и это наше главное достижение: «Мы укрепили дух нации, заложив прочный фундамент для развития. Стали влиятельным членом мирового сообщества. Благодаря стабильности в обществе вышли на путь устойчивого прогресса. Мы вместе строим сильное государство».
Именно дух нации является прочным фундаментом для развития страны.
В построении сильного государства особую ценность представляет нравственно-духовное образование, имеющее определяющее влияние на воспитание граждан с высоким интеллектуальным и духовно-нравственным потенциалом.
В Послании говорится о том, что «в условиях глобальных изменений велика вероятность, что получаемые знания устареют раньше, чем выпускник выйдет на рынок труда». В реальной действительности мы наблюдаем, как молодые люди быстро осваивают новейшие цифровые технологии, изучают сразу несколько иностранных языков, увлекаются космическими технологиями, роботехникой, искусственным интеллектом и т. п.
Но стремление получить академические, интеллектуальные и технологичные знания не должно отодвигать на второй план духовно-нравственное развитие – основу воспитания и становления всесторонне и гармонично развитой личности.
В решении данной проблемы роль инновационной Программы нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание» неоценима. Авторская программа Сары Алпысовны Назарбаевой, направленная на возрождение духовности и нравственности в современном обществе, реализуется в системе непрерывного образования Казахстана, способствуя получению молодежью целостного образования, где в основе знаний о высоких технологиях лежат общечеловеческие ценности. Таким образом решается уникальная задача – образование на основе единства интеллектуальных и нравственно-духовных знаний.
Президент страны абсолютно справедливо обеспокоен сложившейся ситуацией в сфере образования: «Возникла еще одна проблема, можно сказать, беда – дети бросают учебу, потому что не видят в ней необходимости. Правительству поручается самым серьезным образом заняться решением этого вопроса…»
Почему дети бросают учебу? Согласно идеям Программы НДО «Самопознание», каждый ребенок жаждет «живых знаний». Именно оживление знаний, их направленность на соединение с самой жизнью, жизненной практикой способны заинтересовать учащихся. И если ученику ясно, для чего он изучает тот или иной предмет, ту или иную теорию, правило, формулу, то он с удовольствием их осмысливает, реализуя полученые знания в практической деятельности, в своем личном жизненном опыте.
Учителя самопознания решают эту задачу, направляя детей на осмысление жизненно важных вопросов: «Почему нужно жить по совести?», «Для чего человек приходит в этот мир?», «В чем смысл жизни?» и т. д. На уроках самопознания дети получают бесценные знания о честности, доброте, уважении, милосердии, бескорыстной любви, заботе, размышляют над вопросами об истинным смысле жизни, предназначении человека…
Особо хочется остановиться на той части Послания, в которой Президент отмечает, что «наше образование должно быть доступным и инклюзивным… Принципиально важно поддерживать детей из социально уязвимых семей в рамках всеобуча».
В соответствии с Планом реализации Программы НДО «Самопознание» руководителями организаций образования всех уровней постоянно осуществляется благотворительная деятельность, активно развивается волонтерское движение, в котором принимают участие как учащиеся, так и педагоги, родители. При этом учителя самопознания в рамках учебной и внеучебной деятельности вместе с учащимися и их родителями осуществляют долгосрочную проектную деятельность.
Образовательный и воспитательный потенциал проектной деятельности невозможно переоценить. Она способствует развитию активной жизненной и гражданской позиции учащихся, формированию гуманистического мировоззрения, навыков служения обществу, мотивирует к познанию себя и окружающего мира. Благодаря работе над проектами раскрываются и реализуются исследовательские и творческие способности школьников.
Все это заложено уже в самой формулировке тем проектов: «Добро начинается с меня», «Служение обществу», «Мое поколение», «Природа – бесценный дар» и др. Школьники самостоятельно проявляют инициативу в оказании помощи пожилым людям, живущим рядом или находящимся в домах ветеранов, помогают детям – воспитанникам детских домов, интернатов, инвалидам, заботятся о бездомных животных, вступают в ряды волонтеров и т. д.
В базовых и пилотных организациях образования, реализующих и внедряющих в целостный учебно-воспитательный процесс Программу НДО «Самопознание», родители обучающихся являются членами Казахстанского отделения Международного общественного движения «Родительская забота», деятельность которого также определяется оказанием всевозможной помощи малообеспеченным и неблагополучным семьям, распространением нравственно-духовных знаний в обществе.
Глубоко прав Касым-Жомарт Кемелович и в том, что «системе образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги».
В каком случае мы можем говорить о высококвалифицированном специалисте? Только в том, если он приносит пользу своему народу, если он своим трудом способствует дальнейшему процветанию родной страны.
Вместе с учителями самопознания в казахстанских школах рука об руку трудятся педагоги, преподающие другие учебные дисциплины. Они также активно интегрируют общечеловеческие ценности в содержание своих уроков, тем самым стремясь не просто дать учащимся знания из области академических наук (физики, математики, химии и т. д.), а одновременно решать задачи воспитания Человека. Человека эрудированного, имеющего обширные знания в самых разных областях науки, искусства, но главное – гуманного, бескорыстного, честного, ответственного, всегда готового оказать безвозмездную помощь любому нуждающемуся.
Научно-методическое сопровождение процесса реализации Программы НДО «Самопознание» осуществляется Национальным институтом гармоничного развития человека (НИГРЧ), где разрабатываются учебники, учебно-методические пособия по предмету «Самопознание», проводится большая информационная работа по внедрению в общество знаний об общечеловеческих ценностях, бескорыстном служении людям, народу и Родине.
Переподготовка педагогов, несущих детям, молодежи нравственно-духовные знания, также осуществляется на базе НИГРЧ. Курсы повышения квалификации учителей самопознания, а также всех педагогов, желающих расширить и углубить знания по Программе НДО «Самопознание», проводятся в течение всего учебного года. Слушатели курсов не просто получают информацию, но одновременно учатся познавать себя, окружающий мир, духовно развиваясь и совершенствуясь на пути личностного роста. Они часто высказывают сожаление, что до сих пор не были знакомы с такого рода знаниями, только теперь осознав, что нравственно-духовное образование дает импульс для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Настоящим открытием для многих становятся слова Сократа «Познай себя, и ты познаешь весь мир!»
Педагоги понимают, какую ответственность они несут перед будущим поколением, в полной мере осознают, что только глубокие профессиональные знания и компетенции дают возможность достичь вершин педагогического мастерства, решать задачи нравственно-духовного воспитания детей, подростков и молодежи.
Процветание любой страны, вне всякого сомнения, связано с качественным образованием, которое может сплотить весь народ ради достижения главных целей.
Министерство образования и науки Республики Казахстан всемерно поддерживает реализацию Программы НДО «Самопознание», а НИГРЧ, в свою очередь, повсеместно внедряет ее идеи в организации образования, которые, взаимодействуя со своими социальными партнерами, охватывают все большие слои населения, распространяя во всех регионах страны бесценные знания об общечеловеческих ценностях, культурном и духовном наследии человечества.
Только господство в обществе идеалов высокой духовности и нравственности способно обеспечить развитие страны на пути к благоденствию и процветанию.
А. К. Рысбаева главный научный сотрудник Национального института гармоничного развития человека, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических наук Казахстана, г. Алматы