Участники встречи представили собственный комментарии по проекту закона, подготовленные Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
Законопроект рассматривается в комментариях БДИПЧ/ОБСЕ с точки зрения его воздействия на развитие гражданского общества и на свободу объединений в Казахстане. Основные вопросы, которые подлежат обсуждению, заключаются в том, каким образом данный законопроект повлияет на правовое положение и практические условия работы НПО в стране.
На сегодня в Средней Азии, в том числе и в Казахстане почти все неправительственные организации существуют за счет средств международных фондов, таких как ЮСАИД.
Оппозиционно настроенная пресса также плод подпитки зарубежных организации. Правда, многие не хотят вслух в этом признаться. Для большинства содержание за счет иностранных дядей на публике кажется чем-то оскорбительным, хотя на самом деле они из раза в раз обращаются за грантами, понимая, что без чужих средств немыслимо их существование. Особенно это касается региональных газет, которые вынуждены занять оппозиционную сторону в освещении событии, чтобы только отработать полученные средства.
Фонд Евразия на прошлой неделе отметил 10лет своего пребывания в Центральной Азии. Представители фонда на конференции, проходившей в Алматы, отметили, что 10 лет назад Средняя Азия воспринималась ими как далекая экзотическая страна с хаотичной политической системой. Зато сейчас здесь больше порядка, считает вице-президент фонда Хортон Биби-Центр. Посол США в Казахстане Ларри Нэппер уверен, что присутствие фонда Евразия помогает поддерживать здесь демократические ценности и с помощью грантов «достойные» казахстанские граждане имеют возможность развиваться дальше. На сегодня фонд «Евразия» профинансировал более 6,5 тысяч проектов на сумму около 130 миллионов долларов. В последнее время фонд начал привлекать к софинансированию крупные международные компании, работающие в Казахстане.
На этот раз это был совместный проект с Карачаганакской интегрированной организацией. Каждая сторона выделила по 100 тысяч долларов на развитие предпринимательства в Западно-Казахстанской области. По мнению генерального менеджера КИО Джона Морроу, это позволит микрокредитным организациям выступить в роли своеобразных хозрасчетных мини-банков, которые будут оказывать поддержку представителям малого бизнеса и фермерам Западного Казахстана на постоянной основе. Заемный капитал получили три региональных микрокредитных организации: Общественный Западно-Казахстанский фонд поддержки предпринимательства, работающий с представителями малого бизнеса в Уральске; Западно-Казахстанский областной общественный фонд содействия предпринимателям «Даму» и фонд содействия фермерам ЗКО. Джефф Ерлиш, директор представительства Фонда Евразия в РК считает, что существуют три причины, благодаря которым данный проект имеет высокий шанс на успех- участие в проекте высокопрофессиональных организации по поддержке бизнеса, значительные денежные средства, предоставленные КИО, а также помощь акимата области, понимающего значимость развития малого бизнеса.
В среднем каждый предприниматель, в случае утверждения его бизнес-плана, получит не меньше 1 тысячи долларов под 16-18% годовых. В Уральске, по мнению президента международного бизнес-центра Зинатбану Мусиной, не развита сфера услуг, в частности средства пойдут на развитие услуг химчистки, туристического бизнеса. Фермеры получат также по 1 тысяче долларов на покупку скота для разведения. Выделенные средства являются возвратными, что позволит воспользоваться ими многократно. Управлять деньгами будут микрокредитные организации. Будет ли КИО безвозмездно выделять средства на подобные проекты, покажет время, вернее, то, как будут использованы средства на этот раз. По данным экспертов, одним из способов существования НПО, после того как уйдут международные доноры с центрально-азиатских стран, является как раз привлечение местных доноров, корпорации, компании, которые в состоянии поддержать НПО.
К ним как раз и относятся нефтяные компании типа КИО. Руководители «Евразии» открыто заявляют, что местные НПО должны готовиться к тому, что когда-нибудь им придется выживать самостоятельно.
Похоже, уже сейчас им начинает надоедать подкармливать наших, привыкающих к дармовым деньгам представителей неправительственных организаций. По мнению экспертов очень многие страны Центральной Азии зависят от международных доноров. А в Узбекистане и Туркмении сами НПО зависят от правительства. Последние в свою очередь меньше всего желают сотрудничать с кем бы то ни было, боясь конкуренции.
Другой вопрос смогут ли выжить НПО без доноров? Руководители НПО стран ЦА все в один голос заявляют, что на сегодняшний день НПО без доноров прекратят свое существование. А об укреплении позиции и говорить не приходится. Например, в Узбекистане регистрация НПО в органах юстиции стоит значительно выше, нежели регистрация коммерческой структуры. Киргизы говорят, что эйфория по поводу средств доноров у них проходит. НПО готовы принять более зрелые выводы, вот только какие, пока неизвестно.
В Узбекистане 3 тысячи НПО, в Казахстане их еще больше, но гражданское общество о них мало, что знает, более того относится к ним с недоверием. На вопрос: признает ли роль НПО население. Большинство ответили, что пока, нет. Может быть потому, что люди нынче заняты своими бытовыми проблемами. Даже в Узбекистане, где НПО активно защищает права потребителей, население относится к ним с некоторым скептицизмом, может быть потому, что в судах удовлетворяются всего15% исков в пользу потребителей? А в Казахстане потребители вообще вынуждены самостоятельно бороться свои потребительские права.
Еще одним способом выживания НПО в дальнейшем является государственная поддержка. Развивать партнерство с местной властью, чтобы получить доход. Также это могут быть благотворительные вклады крупных компаний. В мире очень мало НПО, которые самодостаточны и могут жить самостоятельно без чужой поддержки. Основная же масса только и ждет помощи со стороны. А если НПО начинают зарабатывать деньги, то они превращаются в коммерческие структуры. Представители международных донорских организаций считают, что нужно менять правила игры. Принимать новые законы. В Казахстане эта попытка уже делается. Другой вопрос, каким будет этот закон, и чьи интересы он будет защищать.