Двадцати лучшим гарантируется государственное финансирование, однако ажиотажа в «третьем секторе» это известие не вызвало.
Сегодня в республике зарегистрировано порядка 3,5 тысяч неправительственных организаций. По данным представителей самих НПО, реально действует только половина из них. Остальные зачахли без средств к существованию, не получив, подобно коллегам, иноземных грантов и не сумев обрести маломальской финансовой стабильности.
Казалось бы, отбою не должно быть от желающих участвовать в конкурсе и получить из госказны денежки. Но заявки в министерство культуры, информации и общественного согласия представили всего 109 организаций. Темы проектов подчас неожиданны, но, как правило, актуальны: к примеру, ликвидация правовой безграмотности сельского населения, создание общественного центра по гражданскому наблюдению за выборами и т.д. Теперь специальная комиссия должна определить наиболее, по мнению экспертов, эффективные и стратегически важные для страны проекты и поделить между ними 42 миллиона тенге, выделенные на три года. В среднем получается по два миллиона «в одни руки» — деньги, прямо скажем, невеликие. Тем не менее, вполне реальные, но почему-то народ из «третьего сектора» получить их не торопится. НПО-шники настроены скептически, считая, что таким образом государство стремится установить контроль за деятельностью неправительственных организаций.
Как известно, большинство из них относительно самостоятельны только благодаря финансированию различными международными фондами. Добившись определенного статуса, НПО меж тем пока не являются сильным институтом нашего общества. Сама идея «третьего сектора», безусловно, востребована в Казахстане, где каждый третий гражданин имеет доходы ниже прожиточного минимума: оказание бесплатных социальных услуг населению — юридических, консультационных, обучающих и т.д. Но в действительности довольно затруднительно привести примеры полноценно активных организаций, полностью отвечающих своему предназначению.
По мнению зарубежных экспертов, многие НПО довольствуются декоративной ролью, нисколько не проявляя общественно-политической активности. Либо вынуждены подстраиваться под программы спонсоров, при этом «забывая» о своих изначальных целях. Они как бы оказались меж двух огней — родным государством и иностранным финансированием. Не всякий способен в подобном случае балансировать с цирковой ловкостью на призрачной грани независимости. А уж влиять на какие-либо процессы, происходящие в обществе, и подавно.
Отношения государства и «третьего сектора» всегда были непростыми. В общем-то, сотрудничество предполагалось, но так и не сложилось. Прежде всего, потому, считают представители неправительственных организаций, что их место и роль в обществе до сих пор четко не определены. Необходимо пересмотреть положения о правах НПО и конкретизировать, какой, собственно, реальной пользы ждет от них страна. По мнению экспертов НПО, разработанный законопроект «О неправительственных организациях» лишь ухудшит правовое регулирование их деятельности в республике, ограничивая конституционное право на свободу объединений.
Более всего в этих организациях боятся вмешательства государственных органов в их дела. Меж тем еще в прошлом году казахстанским правительством, постоянно попрекаемым ОБСЕ за невнимание к «третьему сектору», была одобрена концепция его государственной поддержки, а в начале нынешнего года принята и программа по созданию условий для устойчивого развития НПО. Вроде бы радоваться надо таким шагам со стороны государства, но в рядах «общественников» — крайне настороженное отношение к такому участию. Но ведь, с другой стороны, финансовая поддержка иностранных фондов не может продолжаться бесконечно — рано или поздно тем, кто ее сегодня привычно получает, придется столкнуться с проблемой элементарного выживания.
Много разногласий вызывает и проект закона «О государственном социальном заказе». По данным ПРООН в Казахстане, соцзаказ является одним из наиболее эффективных механизмов удовлетворения социальных нужд населения в таких сферах, как здравоохранение, культура, поддержка инвалидов, пенсионеров и малоимущих, охрана окружающей среды. Закон, если его утвердит парламент РК, должен будет определить механизм взаимодействия государственных органов и неправительственного сектора в решении социальных проблем общества. Он успешно действует во многих странах, но до сих пор — хотя НПО существуют в Казахстане с начала 90-х — не отработан у нас. И все потому, что законодательно не определен статус НПО, то есть отправная точка, без которой невозможно принимать последующие нормативные акты. Складывается абсурдная ситуация: государство готово создавать условия для развития «третьего сектора», но для этого нужно принять соответствующие законы. «Третий сектор» не прочь получать соцзаказ, но не готов к принятию законов, стремясь оставаться государством в государстве и опасаясь покусительства на свою независимость. Это напоминает известную байку о боязливой девственнице (не очень приличную). Но пришла пора выбирать: малоперспективный флирт с зарубежными грантодателями или конструктивный диалог с отечеством, которое в свою очередь не собирается давать никаких обещаний о вожделенном невмешательстве.