Открывая сессию, ее новый председатель, министр иностранных дел Чехии Ян Каван подчеркнул, что важнейшее место в борьбе с международным терроризмом должно занимать укрепление институтов ООН, и Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, по его убеждению, вносит свой реальный вклад в этот процесс. Выражая общие настроения, Каван отметил, что до сих пор отсутствует всеобщая конвенция по борьбе с терроризмом, в котором содержалось бы «определение этого зла».
На первом же заседании новой сессии Генеральная Ассамблея проголосовала за прием в ООН Швейцарии, которая стала 190-м членом международной организации. До этого республика имела статус постоянного наблюдателя, хотя, при этом активно содействовала работе организации, внося в ее бюджет крупные финансовые средства, а также разместив в Женеве Европейское отделение ООН и ряд ее отраслевых агентств.
На сессии основное внимание было уделено политическим и военно-стратегическим проблемам, при этом, основным вопросом стала задача формирования многосторонних механизмов укрепления глобальной безопасности, с приоритетной темой борьбы с международным терроризмом. Важнейшими пунктами повестки стали проблемы по совершенствованию правовой базы антитеррористической деятельности, а также обсуждение мер по укреплению роли ООН в предотвращении и ликвидации международных конфликтов. В этой связи, на сессии были рассмотрены вопросы нераспространения оружия массового уничтожения, дальнейшего урегулирования афганской проблемы, подходы к разрешению ближневосточного и других региональных кризисов.
Как и ожидалось, на официальном заседании Совета Безопасности ООН, приуроченном к годовщине терактов 11 сентября, было принято заявление председателя СБ ООН, в котором Совет подтвердил, что борьба с терроризмом является обязанностью всех государств мира.
Генеральный секретарь Кофи Аннан очередной раз подчеркнул, что для мирового сообщества крайне важно, чтобы победа над терроризмом была легитимной, а данное условие может быть достигнуто только в рамках ООН, при непосредственной координации Совета Безопасности. Содокладчик Аннана Колин Пауэлл, отметил, что год назад терроризм нанес удар ценностям цивилизации и по основополагающим принципам ООН. Выражая благодарность от имени президента страны странам, оказавшим поддержку Соединенным Штатам, госсекретарь, тем не менее, предупредил, что мировое сообщество должно осознать, что борьба с терроризмом будет продолжаться «не месяцами, а годами, но терроризм должен быть побежден».
Слова Пауэлла, как и последующая эмоциональная речь президента Буша, подтвердили основную линию международной политики администрации на ближайшие годы. Как отметил Пэтрик Тайлер недавно в «The New York Times»: «Эмоциональная речь президента США в Организации Объединенных Наций значительно усиливает ту миссию, которую он сам себе назначил после нападений 11 сентября, когда заявил, что борьба с терроризмом становится теперь фокусом его президентства». Причем, этот «фокус» постепенно сместился с бен Ладена на Хуссейна, который вдруг стал, по мнению Буша, «врагом народа №1».
Российская делегация во главе с Игорем Ивановым всячески подчеркивала на сессии свое «особое» отношение к проблеме: на специальном заседание СБ ООН 11 сентября, многосторонней встрече министров иностранных дел по Афганистану 13 сентября, совещании «ближневосточной четверки» 16 сентября, традиционной встрече пяти участников СБ ООН с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, и других мероприятиях. Российская сторона неоднократно заявляла, что для укрепления антитеррористической коалиции, необходимо создать четкую правовую основу борьбы с терроризмом «при решающей и координирующей роли ООН», с выработкой единого понимания того, что есть терроризм и что есть борьба с ним. Как отметил И. Иванов, сегодня каждый трактует эти понятия так, как ему удобно, и в этой связи, «военная акция США против Ирака под маркой антитеррористической борьбы станет опасным прецедентом». Российский дипломат выразил опасение, что после осуществления американской операции каждая страна получит возможность по собственному усмотрению определять для себя «террористических» врагов, что приведет «к хаосу в международных отношениях и лишит смысла сам институт международного права, превратив его в «право сильного».
Примечательно, что И. Иванов довольно часто говорил о том, что «солидарность, которая проявилась после событий 11 сентября прошлого года, когда все страны мира выступили в единой коалиции против терроризма, находится под угрозой». Более того, Россия предложила всем странам-членам ООН разработать Кодекс защиты прав человека от терроризма, поскольку необходимость разработки подобного документа продиктована постоянным ростом угрозы терроризма и числа жертв «этого всемирного зла». Эмоциональность американских ораторов, вероятно, передалась и российскому министру: «Мировое сообщество не должно более этого терпеть. Мы обязаны обеспечить нашим гражданам право на надежную защиту от терроризма». Как бы в ответ на постоянные заявления американской администрации о произошедшей «переоценке ценностей», И.Иванов, объясняя основное назначение кодекса, дал понять, что Россия готова в подобной сложной ситуации взять инициативу в свои руки и предложить что-то конкретное: «Главное, однако, заключается в том, чтобы мы вышли на единую, разделяемую всеми государствами, систему ценностей и мер».
По мнению министра, предлагаемый кодекс должен отражать следующие моменты: предупреждение и пресечение актов терроризма; противодействие финансированию терроризма; уголовное преследование лиц, совершивших террористические акты или иным образом причастных к ним; предоставление помощи лицам, группам и странам, пострадавшим от терроризма; эффективное международное сотрудничество для достижения перечисленных целей и другое.
Обсуждение проблемы терроризма на сессии, с «легкой» руки американцев, «логически» перешло в дискуссии по иракскому вопросу. «В своей речи в ООН г-н Буш-младший не упомянул о причастности правительства г-на Хусейна к террористам, которые замыслили и осуществили угоны самолетов и нападения на Соединенные Штаты. Не поделился он и новыми разведывательными сведениями о том, что Ирак значительно продвинулся в деле воссоздания своего арсенала ядерного, химического и биологического оружия, хотя в Белом доме собрано достаточно доказательств обмана г-ном Хусейном мировой общественности в этом вопросе. Вместо этого, президент перешел на новое игровое поле, начав доказывать, что доверие к ООН и безопасный мировой порядок требуют, чтобы мировое сообщество отреагировало на недопустимую угрозу, которую представляет иракское оружие массового поражения, созданное для того, чтобы пугать Америку и ее союзников. Эта угроза настолько велика, сказал он, что г-на Хусейна необходимо насильственно устранить от власти», — пишет «The New York Times» (перевод В. Федотова).
Еще на открытии сессии Ассамблеи К. Аннан выразился вполне определенно: «Я требую, чтобы Ирак выполнил свои обязательства во благо своего народа и порядка в мире. Если Ирак будет продолжать свое вызывающее поведение, Совет Безопасности должен будет принять меры». Позднее, тему развил Дж. Буш: «Поведение иракского режима угрожает авторитету ООН и является угрозой делу мира. Сегодня нашей планете предстоит испытание, а ООН переживает трудный и определяющий момент. Должны ли резолюции СБ уважаться и выполняться, или же их можно отбрасывать прочь без всяких последствий? Будет ли ООН следовать той цели, ради которой она была создана, или же она будет никчемной?».
По убеждению Буша Совет Безопасности должен ультимативно потребовать от Ирака обеспечить допуск военных инспекторов ООН, который должен осуществиться в течение недель, а не месяцев, иначе военная операция против этой страны, «станет неизбежной».
Надо сказать, что выступление американского президента было воспринято многими союзниками позитивно. Министр иностранных дел Канады Уильям Грэм заявил на следующий день после речи Буша: «Наша реакция положительная. Мы считаем, что проблема соблюдения Багдадом резолюций ООН непосредственно касается Совета Безопасности». Мнение французской делегации выразил Доминик де Вильпен: «Именно Совет Безопасности должен решить, какие меры необходимо принять, не исключая при этом никаких вариантов». В том же ключе высказались представители Евросоюза, Испании и Дании.
В ответ на заявление Ирака о его готовности без каких-либо условий предоставить инспекции ООН доступ в страну, Дж.Буш повторил свое предложение принять новую резолюцию СБ ОНН по Ираку, поскольку «Совет Безопасности ООН не должен позволить себя обмануть» этим решением Багдада. Основные положения этого документа будут содержать перечень всех нарушений Ираком ранее принятых резолюций СБ ООН, требование выполнения всех резолюций ООН, оговаривать последствия невыполнения Ираком ранее принятых резолюций. Выполнение требований международного сообщества к Ираку должны быть предусмотрены в предельно короткие сроки — в течение нескольких недель.
В то же время, Игорь Иванов отметил, что: «Развертывание деятельности в Ираке международных инспекторов не требует специальной резолюции СБ ООН. Все необходимые резолюции и решения на этот счет имеются». Однако уже в прошлый четверг стало известно, что США и Великобритания приступили к подготовке резолюции СБ ООН по Ираку, которая по информации международных агентств, «будет отличаться от предыдущих большой жесткостью формулировок».
Между тем, в минувшую пятницу в средствах массовой информации заговорили о том, что первая группа инспекторов Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям во главе с ее председателем Хансом Бликсом прибудет в Ирак уже к 15 октября.
Другой важной проблемой, обсуждавшейся на сессии Генеральной Ассамблеи, стал Афганистан, а также вопросы безопасности в соседних странах. В этой связи, глава казахстанской делегации К. Токаев выступил с инициативой создания в регионе под эгидой ООН центра по предотвращению конфликтов, штаб-квартира которого могла бы разместиться в Алматы. В пресс-релизе МИДа указывается, что, в свою очередь, К.Аннан «дал высокую оценку прошедшему в Казахстане в июне этого года первому саммиту СВМДА», подчеркнув, что процесс создания мер доверия в Азии вносит «существенный вклад в обеспечение безопасности, как на региональном, так и на глобальном уровнях».
В ходе встречи «группы друзей по Афганистану» (шесть сопредельных с Афганистаном стран, а также Россия и США), с участием генерального секретаря ООН, казахстанская сторона сделала официальное приглашение Х. Карзаю посетить Казахстан в начале следующего года. По информации МИД РК: «Стороны обсудили вопросы, связанные с обеспечением безопасности и стабильности в Афганистане и регионе в целом, затронули вопросы, касающиеся активизации участия международного сообщества в социально-экономической и гуманитарной реабилитации этой страны».
Выступая на сессии, «министр призвал ООН к более эффективным действиям в решении острых экономических, социальных и экологических проблем региона Центральной Азии», а также высказался по поводу поддержки страной международной антитеррористической коалиции и вклада Казахстана в укрепление режима нераспространения и борьбу с наркобизнесом.
В пресс-релизе МИД сообщается, что в связи с избранием Казахстана вице-председателем Генеральной ассамблеи ООН, К.Токаев председательствовал на пленарном заседании сессии Генеральной Ассамблеи. Однако об избрании Казахстана стало известно еще летом из информации министерства, в которой говорилось: «Избрание Казахстана в качестве заместителя Председателя 57-й сессии ГА ООН свидетельствует о неуклонном росте авторитета нашего государства в мировом сообществе, признании заслуг руководства страны на международной арене и конструктивном вкладе Республики Казахстан во все сферы деятельности Организации Объединенных Наций». 17 июля этого года на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялись выборы заместителей Председателя 57-й сессии Ассамблеи. Кроме пяти государств — постоянных членов Совета Безопасности, высокой чести удостоились также Казахстан, Чад, Эфиопия, Гамбия, Свазиленд, Того, Барбадос, Эквадор и некоторые другие страны.