Новый передел? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+16 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Новый передел?

Новый передел?

Неразбериха в сфере земельной собственности приводит все к новым спорам.

  • 1 Февраля 2013
  • 3471
Фото - Caravan.kz

“Караван” не раз писал о том, как застраивались предгорья Алматы, захватывались природоохранные зоны, как отнималась земля – самыми разными способами. 

Однако и сегодня, когда позади и земельный, и строительный бум, и, казалось бы, в этой сфере наступил покой и относительный порядок, на свет божий пробиваются дела давно минувших дней. При этом отдельным частным владельцам земли уже не помогают даже госакты, оформленные по закону.

“От вас воняет!”

Земля в Алматинской области – на вес золота. Территория, вплотную прилегающая к границе мегаполиса, “обросшая” коммуникациями, дорогами, инфраструктурой, – лакомый кусочек! Ну а если еще эта земля находится на территории Иле-Алатауского природного национального парка…

Никому и в голову не могло прийти, что расположенный у самого экологического поста по дороге в Алмаарасан питомник для редких хищных птиц ТОО “Сункар” существует вопреки закону!

Ведь земельный участок размером в 1,4 гектара был выделен питомнику еще в 1989 году решением исполкома Каскеленского районного совета народных депутатов.

Журналисты не раз писали репортажи о том, как разводят соколов, беркутов, а также казахскую борзую – тазы. По словам финансового директора питомника ловчих птиц “Сункар” Галины ОСИПОВОЙ, за годы работы питомника на волю было выпущено более 500 соколов-балобанов. Питомник известен и за рубежом, он официально поставляет крупных хищных птиц и животных на экспорт, в основном в арабские страны.

– Наша деятельность регулируется СИТЕС, Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Мы действуем строго в рамках закона, – заверила нас Галина Осипова.

Угроза над питомником нависла осенью 2012 года. Все, по словам Галины Осиповой, началось с того, что к ним зачастили непрошеные гости:

– Люди приходят и говорят: мы закроем ваш питомник. Спрашиваем: на каком основании? Отвечают: “От вас воняет!”.

Вскоре после этого визита в питомник нагрянули проверяющие из ветеринарной службы. Составили акт, по которому прокуратура Карасайского района позже и подала иск в суд.

В питомнике разводили… крыс?

В интервью нашей газете старший помощник прокурора Карасайского района Айбек РСИМБЕТОВ сообщил, что иск был инициирован после того, как ТОО “Сункар” само попыталось вывести свои владения из-под юрисдикции Иле-Алатауского государственного национального природного парка (ГНПП). Для чего представителем ТОО был подан иск в межрайонный экономический суд Алматинской области.

– Суд они выиграли на том основании, что право владения землей перешло к ним задолго до образования парка. Сам парк был образован постановлением правительства в феврале 1996 года. Однако прокуратура области внесла протест, который был удовлетворен в апелляционной инстанции Алматинского областного суда, и земельный участок остался в ведении национального парка.

По словам старшего помощника прокурора района, территориальная инспекция Комитета ветконтроля и надзора Минсельхоза нанесла визит в питомник после того, как в местный исполнительный орган обратился житель села Кокшокы с жалобами на то, что отходы жизнедеятельности животных и крысы спускаются в протекающую рядом с питомником речку. И выявила, что кроме диких птиц, указанных в целевом назначении госакта на землю, в питомнике содержались 48 лошадей, 43 собаки, 6 волков и 8100 особей лабораторных крыс! А на участке помимо питомника птиц размещены также жилой дом, конюшня, виварий.

И хотя организаторы питомника пояснили, что крысы – лучшая в мире еда для хищных птиц, поскольку одна особь заменяет пять однодневных цыплят и 3000 граммов говядины, проверяющих этот факт не заинтересовал.

Айбек Рсимбетов подчеркнул, что ввиду запрета на проверки частных предпринимателей прокуратура района принялась лишь за изучение кадастрового дела земель, принадлежащих ТОО “Сункар”.

– Затребовав из госархива Алматинской области решение главы Каскеленской районной администрации за № 4-1033 от 26 апреля 1994 года, передающее землю в 1,4 га производственной фирме “Зодчий”, мы обнаружили, что его просто-напросто нет в природе! Почему “Зодчий”? Эта фирма владела землей и позже продала право владения казахстанско-германскому совместному предприятию “Сункар”.

Впрочем, 14 января 1999 года между СП “КГП Сункар” и акимом Карасайского района был заключен договор купли-продажи права собственности. На основании чего районный комитет по управлению земельными ресурсами выдал госакт на землю, где местоположением участка указан Иле-Алатауский национальный природный парк. Позже, в 2004 году, постановлением того же акима Карасайского района за фирмой было закреплено право частной собственности на землю.

Теперь прокуратура района пытается доказать в суде незаконность всех решений районной администрации Каскеленского района, акима Карасайского района и органов, причастных к составлению госактов на землю и регистрации их в органах юстиции. А также приостановить деятельность ТОО “Сункар” на территории Иле-Алатауского национального природного парка.

Кто прав?

Руководство ТОО “Сункар” намерено отстаивать свою правоту. В письме министру сельского хозяйства Асылжану МАМЫТБЕКОВУ представители фирмы пишут:

– Доказательством того, что деятельность ТОО “Сункар” соответствует целевому назначению, является тот факт, что проект ТОО “Сункар” “Разведение редких, исчезающих видов птиц, развитие экотуризма и охоты” вошел в государственную программу “Дорожная карта бизнеса-2020”.

Здесь же приводится еще ряд фактов. К примеру, в 2009 году проверке прокуратуры и финансовой полиции подверглась и законность предоставления земельных участков, расположенных в границах природного парка. Результаты проверки подтвердили законность выделения и регистрации земельного участка ТОО “Сункар”.

Кто в этой истории прав, продолжает разбираться межрайонный экономический суд Алматинской области.

Мы не хотим предварять судебное решение. И вряд ли стали бы вообще писать об этой истории, если бы не тревожная тенденция: несмотря на то что каждая пядь земли вокруг мегаполиса обложена всевозможными госактами и решениями местных органов, на поверку во многих случаях оказывается, что на любую официальную бумагу находится бумага, ее отрицающая.

И мы задаемся вопросом: предстоит ли остальным собственникам, имеющим земельные участки в природоохранных и особо охраняемых территориях, готовиться к визиту в судебные органы по иску прокуратуры? И где были прокуроры все эти годы, если не замечали, как общенациональное достояние уходит в частную собственность?