Все руководители президентской администрации тоже остались на своих местах.
Решение главы государства вполне предсказуемо. На фоне таких значительных позитивных изменений в экономике, отчасти — в социальной сфере, с учетом убедительной победы Президента на выборах, вполне логичным выглядит решение оставить правительство почти в прежнем составе.
В аналогичную ситуацию попала и администрация Президента, главой которой вновь назначен А. Джаксыбеков. Если в стране все идет хорошо — зачем менять команду, доказавшую эффективность своей работы?
На этом фоне многие претензии к работе министерств и министров со стороны тех же парламентариев, как, например, к министру труда и социальной защиты Г. Карагусовой, или к министру здравоохранения Е. Досаеву, или к работе Министерства экономики и бюджетного планирования, отступили на задний план.
Но следует учесть, что в эти же дни Президент обнародовал свою программу экономического и социального развития страны на ближайшие годы, обозначил в ней новые цели и приоритеты.
Известно, что в РК, несмотря на динамичный экономический рост, наблюдается невысокая эффективность реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ. Пример — программа «Аул», на которую были затрачены огромные средства, но полностью добиться поставленных целей с ее помощью не удалось. Продолжается неконтролируемая миграция сельских жителей в города, что вызывает рост социальной напряженности в городах и маргинализацию значительных слоев населения. Не решены и многие проблемы промышленности.
В своем выступлении перед парламентариями Н. Назарбаев поставил вопрос об активном участии правительства в формировании нескольких крупных региональных холдингов, сочетающих общественные интересы и прибыльную деятельность.
«Мы не можем себе позволить «списать» работающие нерентабельные предприятия — сказал Президент. — Но и финансировать их «ради принципа» — это расточительство». С учетом этих обстоятельств, сегодня насущнейшей задачей становится глобальная «санация» многих казахстанских предприятий, может быть — участие государства в их внешнем управлении и даже выкуп их у прежних собственников, с тем, чтобы в рамках сети социально- предпринимательских корпораций на их базе возникли новые индустрии и новые технологии, необходимые рынку.
Следует также учесть, что в июне этого года должна быть принята программа модернизации нашей страны. Хотя формально речь идет о политической модернизации, многие политологи считают, что фактически будут меняться исключительно управленческие аспекты.
Мы видим, что нынешний политический режим, существующий продолжительное время, с высокой концентрацией власти в руках главы государства — все больше сталкивается с проблемами эффективного управления.
Раньше концентрация власти служила важным и абсолютно необходимым инструментом развития нашего общества.
Нужно было быстро, порой в «форс-мажорных» обстоятельствах принимать необходимые законы, срочно создавать рыночную инфраструктуру, первичные «ячейки», прообразы институтов гражданского общества и многое другое, что необходимо в эпоху перехода от тоталитарной модели общества к рыночной.
Но следствием этой модели постепенно стала чрезмерная концентрация властных полномочий уже и в рамках отдельных хозяйствующих и политических субъектов.
Это все больше оказывает сдерживающее влияние на развитие всех сфер экономической и общественной жизни страны.
Тем самым, на втором этапе, обозначенном в послании Президента как политическая модернизация страны, необходимо будет внести серьезные коррективы в реализацию административной реформы.
Нынешняя административная реформа не вполне адекватно отвечает задачам страны на сегодняшнем этапе. Она сохраняет «вертикальную» соподчиненность вновь образованных структур в рамках того или иного министерства или ведомства. А нормальный вариант проведения административной реформы предполагает косвенную соподчиненность, т.е. — четкое разделение функций и ответственность за их выполнение.
Также требует серьезной модернизации структура управленческой «вертикали» власти. В развитой и эффективной рыночной экономике действуют апробированные институты местного самоуправления, которые представляют собой единую систему органов управления. Деньги для функционирования выделяет государство, бюджет, объем и пределы полномочий и функций для них определяет оно же.
Создание такой единой системы местного самоуправления, очевидно, может столкнуться с необходимостью глубоких структурных изменений в правительстве, во всей системе государственного управления. Реализация положений, выдвинутых Президентом, требует глубокого осмысления и новых подходов. Сейчас это осмысление идет и, возможно, правительство оставлено до поры до времени в таком составе именно потому, что программа конкретных действий в этом направлении только формируется.
Многие политологи высказывают сейчас мнение, что правительство, в его нынешней структуре и составе, будет работать недолго. И такие предположения имеют под собой определенную объективную основу.
Не решено главное противоречие: в Казахстане бурно развивается рыночная экономика, но ей сопутствует устаревшая система управления, в которой отчетливо проявляются все «плюсы» и «минусы» советской управленческой системы.
Задачи, стоящие перед современным Казахстаном, требуют совсем другого подхода. Одно только создание тех же холдингов потребует перестройки как всей системы взаимоотношений как между бизнесом и государством, так и внутри финансово-промышленных групп. Коснется это и ведущего экономического сектора страны — недаром изменения в составе правительства произошли именно здесь.
Назначение нового министра энергетики и минеральных ресурсов, перемещение на новый пост В. Школьника — все это начальные элементы решения задачи, поставленной Президентом: создать условия «опережающего развития отраслей с высокой степенью добавленной стоимости, непосредственно связанных с нефтегазовым комплексом».
В логике перемещений налицо явная преемственность. Ведомство В. Школьника возглавил его первый заместитель. Сам В. Школьник имеет заслуженную репутацию весьма эффективного, современного управленца, он сумел решить многие важные вопросы энергетической отрасли, у него высокий международный авторитет.
Он добился хорошей работы Министерства энергетики, его дело теперь могут продолжать ближайшие сотрудники.
Теперь новой задачей г-на Школьника станет, очевидно, улучшение работы Министерства экономики. Общеизвестно, что сегодня немало трудностей с реализацией индустриально — инновационной программы. Она осуществляется уже довольно давно, но решительных, реальных изменений пока нет.
Казахстан по-прежнему продолжает оставаться страной преимущественно сырьевой, а не перерабатывающей.
Скорее всего именно это неопределенное, «подвешенное» состояние индустриально-инновационной программы сегодня обусловило и приход в Минэкономики В. Школьника.
Тем более, что сейчас оба ведущих министерства должны будут работать в теснейшем «тандеме» — по-иному намеченных целей просто не достигнуть.
Увеличатся возможности для инвесторов вкладывать свои средства в эффективные экономические проекты, связанные с несырьевыми отраслями.
Поэтому каких-то решительных перемен инвесторам ожидать не следует, тем более, что это ключевая сфера для Казахстана и сохранение инвестиционной привлекательности, прежних договоренностей для правительства является основополагающим фактором.
Если говорить о стратегических приоритетах в деятельности правительства, то они, очевидно, будут отданы ускоренной реализации индустриально-инновационной стратегии, сохранению прежнего курса в сфере энергетики, добычи и экспорта углеводородов.
Одним из таких важнейших моментов должно стать село, аграрный сектор, в котором сосредоточено еще немало острейших проблем. Сельчане, в отличие от горожан, сегодня — самая неадаптированная к рынку категория населения.
Мы видим как продолжается хаотическое перемещение сельского населения, что порождает большие экономические и социальные проблемы.
Некоторые казахстанские политологи, например, Сабит Жунусов, считают, что сегодня проблема стабильности государства в огромной части будет зависеть от эффективного решения проблем села. Программа «Аул» завершилась, но теперь требуются дальнейшие программы для продолжения государственной политики в этом направлении.
Большое внимание правительство будет уделять вопросам формирования и контроля цен на услуги ЖКХ, на энергоносители, за деятельностью монополистов.
Важным этапом на этом пути должно стать создание государственного холдинга, который необходим для увязки и гармонизации интересов всех национальных компаний и других крупных участников рынка.
Поручение создать его Президент дал правительству еще год назад, но дело с места не движется.
Объясняется это тем, что создание такого «сверхминистерства» — весьма сложный, и даже, зачастую, болезненный процесс. Ведь здесь затрагиваются отношения собственности, распределения полномочий, управления активами, специфических интересов разных национальных компаний и т.д.
Так же непросто сегодня решается вопрос с непрофильными предприятиями нацкомпаний. Только административным путем эти вопросы не решить, нужно гибкое, разумное сочетание административных методов с рыночными.
Да и быстрое, форсированное создание такого холдинга, как считают многие, создало бы ненужное напряжение в рядах бизнес-элиты, финансово-промышленных групп.
Сейчас, когда прошли выборы Президента, есть стабильность, определен курс, по которому будет двигаться экономика — наступило время для конкретной реализации идеи холдинга.
Немаловажно и то, что в рамках новых задач, обозначенных Президентов, этот холдинг органически «вписывается», как важнейший элемент, в общую структуру нового аппарата управления.
В ней он смотрится не изолированным, хотя и важным, субъектом рынка, а как часть целостной, концептуальной новой системы. Поэтому, судя по всему, создание такого холдинга — задача ближайшего времени.
Президент вновь выдвинул очень амбициозную задачу: в ближайшие десятилетия войти в число 50-ти самых развитых стран мира. Кстати, скептиков и маловеров в отношении новой инициативы и в стране, и за рубежом, сильно поубавилось. Глава Казахстана доказал, что он ставит только те цели, которые можно достичь.
Сколько было скептиков по части возможности удвоения ВВП? А сегодня ставится цель — утроить этот показатель. И реальные цифры экономического роста свидетельствуют, что она успешно может быть выполнена.
У Казахстана по этой части немало преимуществ. Экономика у нас, хотя и сырьевая, но диверсифицированная — есть не только нефть и газ, но и зерно, металлы, есть огромный сырьевой и интеллектуальный задел для развития современной перерабатывающей промышленности.
Если, к тому же, последовательно реализовывать индустриально-инновационную программу, программу развития кластеров, решать проблемы села и всего агрокомплекса, реформировать систему управления — задача, поставленная Президентом, будет решена.