Новые сюрпризы городища огузов - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Новые сюрпризы городища огузов

Новые сюрпризы городища огузов

В Казалинском районе Кызылординской области ведутся раскопки древнего городища огузов.

  • 25 Января 2008
  • 3091
Фото - Caravan.kz

Жанкент (или Янгикент, как его еще называют) находится в 25 километрах от старого Казалинска. В некоторых исторических документах город упоминается еще как Аль-Карьят-аль Хадиса, Дихи-наз, Шехркент и Жанагузия. Располагался он на Великом Шелковом пути. По предположениям археологов, город возник в первые века нашей эры, в письменных же источниках упоминается с Х века. Причем древние историки писали о нем как о столице и культурном центре государства огузов.

Легенда о гибели Жанкента

По одной из версий в Жанкенте жил и творил великий Коркыт. Интересно то, что одним из первых, кто записал легенды погибшего города, был русский художник В. Верещагин. Об этом даже упоминается в современных глянцевых альбомах живописи: “Господин Верещагин не производил расследования, а только заметил присутствие в городе жженого кирпича, множество человеческих и животных костей, много кувшинов из глины и лепные орнаменты из обожженной глины”. Было это в 1867 году. В том же году Российская императорская археологическая экспедиция поручила более подробные описания этой местности ориенталисту П. Лерху. В его отчете Русскому географическому обществу есть такие строки: “Судя по развалинам, город занимал около четырех квадратных верст, в середине его была цитадель, окруженная валом и стеной. Для орошения пользовались водой Сырдарьи. Жанкент, видимо, не был насильственно разрушен, а был постепенно оставлен жителями и разрушился со временем от влияния атмосферы”.

Сейчас ученые высказывают не одно предположение о том, почему жители покинули древний город. Самое вероятное из них – изменение русла реки, дававшей городу жизнь. Но в людском восприятии этого факта есть место и легенде, которая является, скорее всего, наслоением нескольких произведений устного народного творчества.

Правитель Жанкента взял в жены красавицу дочь святого Карабуры, жителя Хозрета. Поехал хан на охоту, но забыл дома колпачок ловчей птицы. Отправил за ним раба. Раб, увидев красавицу госпожу, лишился чувств. Раздраженный долгим отсутствием подданного, хан заподозрил жену в измене, отрубил ей левую руку, и этот поступок зятя Карабура увидел во сне. Поспешил отец оскорбленной недоверием дочери к хану. Заявил, что невиновна она и мужу не изменяла даже в помыслах.

– Пусть доказательством станет возвращение руки, – молвил святой.

И рука у юной женщины появилась снова. В тот же миг превратилась она в птицу и улетела, а на город напали полчища змей, истребив всех людей.

Перекресток семи дорог

Сейчас Жанкент продолжают посещать экспедиции, работают на его развалинах, делают очередные открытия. Если бы мы хотели представить его своим детям в пору расцвета, то, наверное, назвали бы перекрестком семи дорог. Очень выгодное географическое положение города делало его торговым, политическим, военным объектом не одной только нашей страны. Не зря времена жизни древних азиатских городов швейцарский востоковед Адам Мец назвал мусульманским Ренессансом и отмечал особое значение их консервации, музеефикации.

Находки археологов

Как сообщил на недавней международной научно-практической конференции на тему “Роль и место столицы огузского государства Жанкента в археологических исследованиях Приаралья” директор Института археологии им. Маргулана Карл Байпаков, археологические раскопки показывают, что городище было основано в VIII веке племенами огузов, от которых, как считают ученые, впоследствии произошли нации казахов, киргизов, узбеков, туркмен и других. Здесь было высоко развито гончарное ремесло, чеканились монеты, производился строительный материал.

Раскопки показали, что в Жанкенте был проведен водопровод и даже канализация. Но самым главным является его политическое значение – здесь проходила северная часть Великого Шелкового пути, которая соединяла Азию и Европу. Кстати, ценные сведения о Жанкенте оставил и П. Лерх, в археологических раскопках которого были найдены арабские письмена.

В XIV веке Жанкент начал восстанавливаться и быстро стал одним из центров арабско-мусульманской культуры. Но со временем Шелковый путь стал проходить уже в других местах. Видимо, по этой причине, а может, и из-за частых набегов джунгар и калмыков жители Жанкента и других близлежащих городов – Жента, Куюк-кескена и Куюка (в этих местах тоже ведутся археологические раскопки) – стали покидать родные места и переселяться на узбекские земли и на берега Урала. В 1946 году научная экспедиция под руководством С. Толстова провела аэрофотосъемку места, где расположен Жанкент, и составила археологическую карту. При раскопках города были обнаружены различные украшения, домашняя утварь, монеты.

К детальному изучению этих мест вновь приступили только после 2004 года, и теперь из года в год древнее поселение раскрывает потомкам свои тайны. По данным старшего научного сотрудника Российского института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Ирины Аржанцевой, найденные материалы свидетельствуют о том, что огузы имели тесную связь с князем Святополком и помогали ему в борьбе с внешними врагами. Научный сотрудник этого же института Эмма Зиливинская рассказала о том, что раскопки проходят в двух частях городища, условно названных “цитадель” и “богатая усадьба”. Если в первой найдены наконечники стрел, монеты и другие предметы, то при раскопках “усадьбы” обнаружено 12 помещений, в которых нашли предметы домашней утвари и гончарные изделия. Раскопки продолжаются и по-прежнему удивляют новыми находками, которые подтверждают тесные связи низовьев Сырдарьи и Волги в средние века.

Фото из архивов Кызылординского госуниверситета

Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылорда.