В своём Послании от 5 октября 2018 года Глава государства поставил задачу по внедрению современных форматов в работу казахстанских судов. Что это такое? Мы обратились с этим вопросом к председателю Сарыаркинского районного суда Астаны Арману Жукенову, передает Caravan.kz.
— Это работа судов, прежде всего, с ориентиром на запросы людей и их ожидания, — ответил Арман Сериктаевич.
Это сегодня в полной мере реализуется в Сарыаркинском районном суде Астаны. Верховным Судом данный суд первой инстанции определен пилотом по программе «Образцовый суд» в рамках «Семи камней правосудия».
— Что население ждёт от любого госоргана? Наверное, чтобы при обращении в него человека быстро и качественно обслужили, удовлетворив его потребности. Чтобы гражданину было понятно, что, как и когда он получит от конкретной госструктуры. Недаром сегодня их работу называют госуслугами и требуют, чтобы госорганы были клиентоориентированными, — начал разговор А.Жукенов.
В качестве примера он привёл ЦОНы. Придя в них, человека встретят консультанты, поинтересуются, какая услуга ему нужна, выдадут справку или скажут когда за ней прийти. Всё быстро, понятно и прозрачно. Люди уже привыкли к такому уровню обслуживания и невольно требуют его от всех госорганов.
Суды не должны быть исключением. Фактически они тоже оказывают госуслугу – отправляют правосудие, то есть удовлетворяют конкретный запрос населения. И человек, также, придя в суд, хочет, чтобы там его встретили, выслушали, подсказали, что и как надо сделать. Чтобы он при наименьшей затрате времени получил ожидаемый результат.
Именно это задачу поставил Верховный Суд перед коллективом Сарыаркинского районного суда столицы. Кстати, в качестве пилота выбран очень правильный в кавычках суд. Во-первых, он самый загруженный – 25 тысяч дел по итогам ноября. Во-вторых, суд расположен в приспособленном здании 60-х годов постройки, внешне напоминающим общежитие. В-третьих, этот суд расположен во дворах и не имел даже своего выхода на какую-то центральную улицу. Людям очень сложно было его просто найти.
То есть расчёт был такой, если в этом суде удастся отладить все бизнес-процессы, то и в других это будет возможно.
И так, с чего начинается образцовый суд? С логистики. Надо максимально облегчить людям возможность его найти. Для этого открыли вход со стороны проспекта Победы, через новый сквер. Рядом автобусная остановка. Увеличили парковку ещё для на 15 автомашин за счёт служебной стоянки.
Снесли перегородки в канцелярии и создали современный фронт-офис по аналогии с ЦОНами. Раньше сдать документы и поговорить с сотрудниками суда люди могли только через окошко, что было не совсем удобно. Это как-то сразу, в том числе психологически, отгораживало суд от людей. Теперь же во входной части создали большое открытое пространство в стиле хай-тек и светлых тонах. Комфорт, красота, тепло, уютно.
У входа «ресепшн-консультант», который направит, всё объяснит и поможет сориентироваться. В зале работает «электронная очередь», «Wi Fi», есть место для зарядки гаджетов. Оборудован информационный кабинет, где можно спокойно изучить дело. Есть удобные кабинеты для медиатора и адвоката. Они бесплатно проконсультируют посетителей. То есть в одном месте собрано всё, что может понадобиться человеку в случае обращения в суд.
В Образцовом суде двигаются к тому, чтобы сделать правосудие полностью безбумажным. Во всех залах созданы автоматизированные рабочие места для судьи, секретаря, сторон и прокурора. Как это выглядит? Перед каждым участником судебного процесса стоит компьютер, с помощью которого он знакомится с документами и совершает процессуальные действия (запросы, ходатайства и другие).
Активно проводятся дистанционные судебные заседания, без присутствия сторон в зале суда. Это делается через мобильные гаджеты участников судебного процесса, которые могут находиться в это время в офисе, дома, в другом городе и даже за рубежом. Доля электронных дел уже составляет 60%.
Кроме того, в Сарыаркинском райсуде ввели узкую специализацию судей. Определили основные пять категорий дел – по делам на действия госорганов, возмещению ущерба, оспариванию сделок и другие. За каждым судьей конкретная категория. Это повышает качество правосудия, способствует формированию единообразной судебной практики. Судья лучше разбирается в вопросах своей специализации. Это позволяет ему, в том числе выявлять пробелы в законодательстве. Каждые два года судьи будут меняться.
Благодаря кадровой оптимизации в суде освободились пять секретарей судебных заседаний. Сейчас они в числе 13 специалистов столичных судов определены помощниками судей, рассматривающих сложные дела. Они во многом облегчили работу судей — занимаются приемом и распределением почты, вложением электронных документов, составлением проектов судебных актов, поиском нормативно-правовой базы, анализом и др.
Проект Образцовый суд в Сарыаркинском райсуде столицы работает только с марта текущего года, то есть около 9 месяцев. Мы спросили у Армана Жукенова, есть ли уже какие-то конкретные результаты от его внедрения. «В целом видно, что все нововведения позитивно воспринимаются людьми. Наши опросы показывают, что им стало более удобно, комфортно, понятно. Всё под рукой. В такой суд приятно приходить» — ответил нам судья.
Кроме того, повысилось качество правосудия – дела рассматриваются в более короткие сроки, в два раза снизилось количество отмен и изменений судебных решений. «Да и в целом психологическая атмосфера в коллективе улучшилась. В суде более 80% — женщины. У них помимо работы домашних хлопот выше крыши. Сократилась сверхурочная работа, и уходят в прошлое «рабочие выходные» — подчеркнул Арман Сериктаевич.
Увеличилось число положительных отзывов в соцсетях и благодарностей судьям.
По итогам опыта Сарыаркинского райсуда Астаны будут вырабатываться комплексные решения для всех судов страны. Скоро во всех судах страны появятся фронт-офисы, консультанты, электронная очередь и электронные залы судебных заседаний. Конечно, всё это упирается в бюджет.
Это и есть новые форматы работу судов, о которых говорил Президент страны в своём Послании. Они должны сделать суды более клиентоориентированными.