В течение 10 лет, к 2033 году, трудовые ресурсы увеличатся на 2 млн человек. Это люди, рожденные в нулевых годах. С одной стороны, это большие возможности – с ростом числа работников экономика получает стимул к развитию. Но, с другой стороны, если это молодое население не будет обеспечено рабочими местами, то мы можем столкнуться с социальными, экономическими и политическим кризисами. Такое мнение высказал Ануар КУАНДЫКОВ, управляющий директор Jusan Analytics во время своего выступления на круглом столе «Застой или новые 90-е: что ждет бизнес Казахстана?» в Астане.
По мнению А. Куандыкова, в стране есть только одна сфера экономики, которая может поглотить такое число работников. Это малый и средний бизнес. Такой успешный опыт уже есть у многих стран мира.
В мире 95 % всех субъектов экономики являются МСБ. В структуре мирового ВВП на этот сегмент приходится 50-60% задействованного трудоспособного населения. Чем больше развит МСБ, тем лучше экономика и выше доходы. В мире почти нет примеров стран с высокими доходами и низкой долей МСБ.
Казахстан вполне может использовать этот опыт. Но есть одно большое «но»: у нас созданы все условия, чтобы МСБ не мог развиваться. Он может появиться и работать. Но вырасти в что-то большее в наших условиях почти невозможно.
Например, эффективность малых предприятий в Казахстане составляет 16 % от эффективности крупных. Разница в 6 раз. Обычная норма по миру такой коэффициент составляет 2 раза. В развитых странах меньше 1,5 раз.
Низкая производительность ведет к низкой конкурентоспособности: только 6 % малых и средних предприятий страны экспортируют свою продукцию. Тогда как в странах с доходами выше среднего свои товары за рубеж вывозит каждое пятое предприятие.
Критический показатель – выживаемость МСБ. До пяти лет доживает только каждое пятое предприятие. А 75 % всех субъектов закрывается уже на втором году работы.
Есть несколько причин всему этому. Первое – инфляция. Она у нас высокая. Из-за этого слишком большие ставки по кредитам. Поэтому бизнес берет короткие займы на покрытие кассовых разрывов вместо долгосрочных кредитов на развитие и расширение.
Второе: государство не перестает поддерживать свой бизнес в ущерб остальной экономике. Доля квазигосударственного сектора в РК достигает примерно 40 % по подсчетам ОЭСР. Это больше, чем в Китае.
Третье: монополии. Из 26 секторов экономики в 11 доля первых десяти компаний превышает 50 %. Все это снижает рыночное пространство для бизнеса.
— Сейчас в правительстве готовят проект нового Налогового кодекса, который также сложен для понимания. И нас ожидает заметное повышение ставок налогов. Такое постоянное изменение правил игры – одна из главных проблем для МСБ, — уверен Аскар КЫСЫКОВ, заместитель директора Центра аналитических исследований «Талап».
Центр провел свое исследование проблем МСБ, и он увидел примерно те же проблемы.
Большая доля участия государства в экономики. По данным статистики, доля государства в экономике всего 9,6 %. Но если сюда прибавить предприятия с госучастием, то его доля вырастет до 26 %. Прибавим институты развития и систему госзакупок, и тогда участие государства превысит половину от экономики.
Приватизация госимущества идет слабо. Из 30 активов ФНБ «Самрук Казына» приватизировано только семь. При этом квазигоссектор продолжает получат бюджетное финансирование: в прошлом году он получил из бюджета 1 трлн тенге. Это сравнимо с расходами бюджета на медицину и образование. Все это несравнимо больше того, что государство получает в виде дивидендов. Получается, содержание квазигоссетора приносит бюджету только убытки.
Вроде бы Казахстан перешел на свободно плавающий курс. Но когда идет ослабление тенге, а затем его укрепление, то доверие к тенге уже подорвано. Все ждут девальвацию. Вести бизнес в таких условиях очень тяжело.
— Мы очень сильно зависим от России. 40 % импорта к нам поступает из России, это очень сильно влияет на бизнес, — уверен Аскар Кысыков. — В подтверждение этих слов Казахстан антилидер по инфляции — 14,6 % — и ключевой ставке — 16,5 %. По таким ставкам абсолютно невозможно кредитоваться. Поэтому банки перешли на кредитование населения. За два года потребительское кредитование населения выросло в два раза и превысило кредитование бизнеса.
Ключевой момент, без чего не может работать любой бизнес — это институциональная среда. Сегодня бизнес получает прибыль, но не вкладывает в свое развитие.
— Недавно вышел большой обзор ОЭСР по Казахстану, — напомнил эксперт. — Основная наша проблема – это экономическая политика, отсутствие конкуренции, недостаточный доступ к финансам и незаконченные рыночные реформы. Отсюда наши бюрократия, коррупция, нехватка кадров, недостаточная правоприменительная практика и налогообложение. С точки зрения индекса удобства ведения бизнеса у нас самые слабые позиции по верховенству закона, эффективности судов и честности правительства. По этому индексу Казахстан занимает 65-е место из 140 стран. Можно констатировать, что, несмотря на все реформы, бизнес-среда остаётся слабой.
При этом вся экономика страны оказалась завязанной на банки: государство заботится о благосостоянии банковской системы, регулярно оказывает ей помощь, закрывает глаза на создание финансовых монополий. В итоге вся эта система сделала банковский бизнес самым выгодным с точки зрения получения прибыли.
Чтобы это исправить, эксперты центра «Талап» подготовили свой пакет предложений по реформированию экономики Казахстана.
В макрополитике: изолировать бюджет от нефтяных доходов, которые искажают результаты работы экономики. Определить четкие приоритеты расходов и ограничить их направление. Монетарная политика должна быть жесткой для того, чтобы достичь единственной цели – снизить инфляцию до таргета. Почему попытки использовать цены на нефть как оружие всегда плохо заканчивались
В участии государства в экономике: сосредоточиться на гарантировании и нефинансовой поддержке МСБ. Все остальные инструменты целесообразно сократить. Уменьшить участие государства во всех квазикоскомпаниях до 50 % и ниже, кроме субъектов естественных монополий.
В финансовой сфере перейти к оценке заемщиков по их рейтингу. Для этого банки должны иметь возможность собирать данные по платежам компаний, их налогам и задолженностям, а также по финансовой отчетности.