В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Я диктатор. Я так вижу!
Отсчитывать Новый год с 1 января впервые стали в 46 году нашей эры. Диктатор Юлий Цезарь ввел новый календарь, и реформа эта была сугубо политическая. С 1 января, после праздников сатурналий, в должность вступали новые консулы, и следить за их политической деятельностью было проще. Хотя без символизма не обошлось. Январь был посвящен двуликому богу Янусу. Одно из его лиц смотрело в прошлое, а другое в будущее. В этот месяц у греков и римлян было принято подводить итоги и планировать будущее.
За пределами Римской империи новый календарь стали использовать только 1500 лет спустя. До этого у каждого народа был свой метод отсчета времени. В Европе год заканчивался осенью, когда был собран весь урожай. Так проще подсчитывать расход припасов. В Средней Азии новый год наступал весной, когда природа оживала и приходила пора кочевья. Кроме того, были и совсем местечковые календарики, где год отсчитывался с момента, когда солнце касалось самой высокой горы или разливалась местная речушка.
На единый римский календарь люди стали переходить из-за развития торговых связей. Купцам уже не нужно было держать в голове чужие системы, чтобы успеть на ярмарку в соседнее княжество и подписать договор о сроках.
Переход на единый календарь проходил не у всех одновременно. Например, в 1908 году спортсмены Российской империи на две недели опоздали на Олимпийские игры в Лодноне. Никто не удосужился проверить, по какому календарю, юлианскому или григорианскому стоят даты в приглашении.
Таиланд так вообще перешел на новый календарь только в 1941-м.
Сатурну больше не наливать
В Российской империи праздновать Новый год 1 января стали только в 1700 году, да и то не везде. Петр I издал указ, чтобы народ в этот день наряжал ёлку, пил и веселился, как это заведено в просвещенной Европе.
Но простому народу новшество не особо нравилось. Модный праздник широко отмечали только аристократы и люди просвещенные, то есть те, кто боготворил западные традиции. Остальные же считали главным зимним праздником Рождество. Такая тенденция сохранялась почти 150 лет. Причем не только в Российской империи, но и в Европе.
Рождество отмечали тихо, с самыми близкими людьми. Елку наряжали именно к этому празднику. А уж почти неделю спустя можно было и сходить в гости просто к приятелям. Естественно, неформальные ужины, с большим количеством алкоголя, нравились молодежи больше, чем рождественские застолья с молитвами и пением религиозных гимнов.
Кстати, именно благодаря молодежи того времени мы сейчас имеем много новогодних традиций. После Французской революции популярность христианства упала, и под влиянием Руссо и Вольтера люди стали интересоваться языческими традициями. Тут-то студенты и вспомнили о римских сатурналиях.
В этот праздник снимались многие запреты. Например, в обычные дни простолюдинам было нельзя носить некоторые золотые украшения, одежду красного цвета, а тем более короны и тиары. Эти аксессуары считались атрибутами представителей власти. В сатурналии социальные границы стирались. Консул мог щеголять в тряпье и есть бобы, что позор для человека голубых кровей, а простолюдину дозволялось носить хоть императорскую корону и бродить по дворцам. Тем не менее красные одеяния, а тем более золотые украшения стоили очень дорого. Но римляне были находчивы и напяливали на себя тряпье, выкрашенное в красный чем попало, от свекольного сока до старого вина. Золотые украшения тоже делались из всего что блестело. Естественно, выглядело это отнюдь не как дорогие вещи, но в этом была и суть. Дошло до того, что люди старались одеться максимально безвкусно, нелепо и гротескно. В XIX студенты решили эту традицию возродить. Так у нас и появились красные свитера с оленями, полосатые носки, мишура как элемент одежды и короны из фольги. Через 50 лет это так плотно стало ассоциироваться с Новым годом, что сам Санта-Клаус облачился в красно-белый костюм.До этого Санта-Клаус, то есть Николай Чудотворец, ходил в костюме епископа или в монашеской рясе.
Еще на сатурналии можно было пить сколько влезет, не боясь осуждения общества, есть самое вкусное в непомерных количествах, танцевать с чужими женами и дочерьми знатных горожан, а раб мог спокойно выпивать за одним столом хоть с императором. Развлечения заходили нередко очень далеко, и деток, рожденных у незамужних девиц и вдовушек, называли детьми Сатурна. Ну точь-в-точь современные корпоративы.
Запрещаю запрещать!
В 1914-м в Российской империи елка попала под запрет. После начала Первой мировой патриоты ненавидели все немецкое, и кто-то вспомнил, что обычай наряжать пушистую красавицу пришел к нам с земель кровного врага. Официально елки-рауты не проводились, мещане, поставившие дома нарядное деревце, были обречены на косые взгляды соседей, а в некоторых случаях празднование Нового года могло стоить карьеры и репутации. В тайную полицию пачками шли доносы, что некоторые граждане, симпатизирующие нашему врагу, устраивают чуждые русскому духу праздники, пока простые ребята гибнут на войне. Как тут не вспомнить недавний скандал с «голой вечеринкой» Анастасии Ивлеевой. К счастью, Интернета тогда не было, и люди тайком ставили елочки для своих детей без страха, что это попадет в соцсети. Простые же крестьяне и рабочие елок вообще дома не ставили, так что это новшество не заметили.
После 1917-го на Рождество и Новый год Владимир Ленин вернул людям елки, чтобы показать, что теперь мы друзья с Германией и прочей Антантой. В 1919-м сам вождь мирового пролетариатана на елочке в Сокольниках был вместо Деда Мороза со Снегурочкой, то есть дети читали стишки именно Ильичу.
А потом елки вообще попали под абсолютный запрет. Большевики боролись со всем, что было при царском режиме, а тут еще праздник с религиозными корнями. И вообще одно время обсуждалась идея праздновать Новый год 25 октября (или 7 ноября по новому стилю), то есть в день революции.
Во времена нэпа запрет немного ослаб. В тот период большевики лояльно относились к тому, что приносит деньги молодой республике, а потом Новый год опять обозвали буржуазным пережитком.
Любопытно, но именно после революции и появились первые подобия нынешних детских утренников. Прежде дети просто читали стишки, а сейчас им показывали целое представление, где малыши были не только зрителями, но и участниками. Ни елки, ни маскарадных костюмов тогда не было, но дети рабочих и крестьян собирались в больших залах, чтобы посмотреть увлекательное зрелище, как буржуи, интервенты, белогвардейцы и кулаки хотят убить молодую республику, а им мешают матросы и красные комиссары и, конечно же, сами детки, сообщающие положительным героям, где спрятался злой буржуй. Зрелища проводились на Рождество, чтобы дети не торчали дома, поддаваясь тлетворному влиянию буржуазно-мещанских родителей, а практически с пеленок впитывали в себя коммунистические идеалы.
Новый год в привычном для нас виде появился в 1937 году.
Правда, 28 декабря было принято решение провести елку в Харькове. Якобы инициатива принадлежала второму секретарю компартии Украины Павлу Постышеву, но на самом деле идея появилась у самого Сталина. Но осторожный политик решил сначала провести эксперимент в относительно небольшом городке, а ответственным сделать мелкого чиновника.
Идея и воплощение оказались хорошими, но Постышева потом все равно расстреляли, хотя и не за елку, а за симпатии не к тому, кому надо.
1937 год в СССР встретили пышно и помпезно. На площадях городов установили огромные елки. В парках и на катках людей развлекали артисты, а на предприятиях проходили карнавальные вечера.
Впрочем,отец народов это устроил отнюдь не для того, чтобы порадовать советских граждан. Это был очень тонкий политический ход.
Советской власти был нужен неформальный праздник, убирающий все различия культур. Например, дети из Средней Азии, впервые побывав на таком ярком мероприятии, забудут про Наурыз, ребятам из западных регионов СССР утренник понравится больше, чем католическое Рождество, а читать стишки Деду Морозу за сладкий подарок в теплом зале лучше, чем петь колядки у кого-то под окнами.
Догнали и перегнали Америку
Тогда на свет и появились Дед Мороз со Снегурочкой. Образ доброго дедушки с белой бородой и в теплой шубе был скопирован из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». А персонажи — из одноименной пьесы Островского. Композитор в свою очередь вдохновлялся сказкой про Морозко и народными былинами про духа зимы. Оттуда же к нам пришли и прочие персонажи классического утренника — Снегурочка, Леший и Бобылиха, превратившаяся потом в Бабу-Ягу.
Взрослые же традиции Нового года, по мению Сталина, должны были утереть нос Америке. Там маркетологи быстро смекнули, что деньги можно делать не только на рождественских подарках, но и на новогодних, и рекламными стараниями появился элитный стиль новогоднего ужина. Аристократы обязательно пили в этот вечер жутко дорогое шампанское.
В СССР к 1937 году наладили выпуск игристых вин в промышленных масштабах, и их цена была в разы ниже, чем в США и Европе.
Расчет отца народов понятен. У них там, на загнивающем Западе, только буржуи могут позволить себе шампанское, а у нас его пьют простые рабочие и крестьяне. В это же время появились и легендарные салаты оливье и селедка под шубой. Благодаря стараниям Анастаса в СССР наладили выпуск майонеза, зеленого горошка и вареной колбасы. Особенно советских граждан удивлял майонез. Этот соус облагораживал и придавал тонкий вкус совсем простым продуктам. От настоящего оливье из дорогого ресторана «Яр» в советском варианте не осталось ничего. В оригинал входили рябчики, икра, раковые шейки и прочие деликатесы. Но народ оригинал не пробовал и решил, будто при царском режиме буржуи именно этим вариантом и трапезничали. А сельдь под шубой — это всего лишь немецкий рыбный салат, подававшийся в каждой пивной, только теперь его щедро приправили новомодным майонезом.
Во время Великой Отечественной людям было не до веселья. В декабре 1950-го в парках Москвы и Ленинграда были построены горки, ледовые городки и организована развлекательная программа. Через год инициативу подхватили другие крупные города СССР, а 1954 год уже встречала вся страна. В домах советских граждан снова стали появляться елочки, детей отправляли на утренник в школу или ДК, а взрослые в новогоднюю ночь собирались за столом с самым вкусным, что удавалось достать.
Тогда традиционным новогодним блюдом и стал холодец. Люди жили еще небогато, но всегда звали много гостей, а холодец — блюдо мясное, недорогое, сытное, и кости для него купить никогда не было проблемой.
Подарки друг другу дарили довольно скромные. Хитом продаж стал парфюм. Он стоил недорого, а подарить красивую бутылочку можно было и мужчинам, и женщинам, и старушкам. Благоухать им бабульки, может, и не будут, а ранку продезинфицировать или колени растереть при ревматизме — в самый раз.
К 60-м в СССР телевизор перестал быть чудом. Правда, был он тогда далеко не у всех, но знакомый владелец техники водился у каждого. В крайнем случае можно было отправиться в ДК, где телевизор точно имелся.
Новогодний «Голубой огонек» впервые вышел в эфир вечером 31 декабря 1962 года. Передача поразила зрителей количеством звезд эстрады, качеством музыкальных номеров и особенно нарядами артистов. Так и появилась традиция встречать Новый год под концерт с лучшими исполнителями страны.
В последние минуты 1970 года советских граждан поздравил Леонид Брежнев. Это первый в истории СССР случай, когда в эфире с поздравлениями появился глава государства.
До этого по радио и ТВ с новым годом граждан поздравляли только дикторы, которые зачитывали обращение одного из министров.
Все лучшее — детям
В наши степи Новый год не приходил очень долго. До революции казахи, как и тысячу лет назад, праздновали Наурыз. Казачество, купцы и крестьяне-переселенцы отмечали только Рождество, а на Васильев вечер, то есть в новогоднюю ночь, собирались разве что погадать. Офицеры и интеллигенция еще могли устроить званый ужин в новогоднюю ночь, но это, скорее, исключение, чем правило.
Широко и ярко Новый год в Казахстане стали отмечать только с декабря 1967-го. К этому времени Динмухамед Кунаев уже освоился на должности первого секретаря ЦК КП Казахстана и, решив первоочередные вопросы республики, понял, что пора подарить людям праздник. Ну и хорошие отношения Кунаева с генсеком Леонидом Брежневым помогли ему во многих начинаниях.
Конечно, утренники, детские спектакли. вечерние концерты художественной самодеятельности проходили у нас и раньше, но в тот год все проходило особенно масштабно, и государство стало выделять деньги на самые смелые проекты по проведению мероприятий. Предновогодние казахстанские газеты тоже изменили содержание. Прежде там печатались серьезные, но скучные статьи о том, как то или иное предприятие перевыполнило план в уходящем году, а теперь стали встречаться заметки с кулинарными рецептами, советами, что лучше подарить друзьям и близким и какой фасон нынче в моде. Да и сам стиль декабрьским номеров был менее официозным.
Детские утренники прежде проводили представители художественной самодеятельности, и Дедом Морозом мог стать и слесарь с завода. В Казахстане с конца 60-х для этих целей стали привлекать профессиональных артистов, и программа стала более обширной, чем просто импровизации. Тогда у нас и появился знакомый формат, когда дети сначала смотрели спектакль на сцене, а потом вместе с героями уходили в большой зал или фойе, где стояла огромная ель.
Главные елки в самом большом зале города были казахстанским ответом на елку кремлевскую. До этого дети из Казахстана могли видеть подобное лишь на экране.
Елок в Казахстан прежде завозили мало, да и то большую часть привозили частные торговцы. В конце 1967-го для продажи только в Алма-Ату было завезено около 30 тысяч елей из Сибири. В остальные регионы елки шли из Оренбурга, Уфы, Куйбышева, а в северных областях обходились собственными ресурсами.
Во многих городах Казахстана наладили выпуск елочных игрушек, причем это было одно из тех редких изделий советского периода, где творчество только приветствовалось. Эскизы не требовалось долго утверждать, а любой мастер мог добавить свою нотку, ведь игрушки расписывались вручную.
В перестроечные времена мало что изменилось, разве что в моду вошли гороскопы и появилась традиция вешать на видное место изображение символа года. Эту нишу быстро освоили кооператоры, и в 1988-м году трудно было найти дом, где не висел бы календарь с милым дракончиком.
29 декабря 1991 года в Казахстане прошла первая президентская елка, куда приехало более 400 детей из разных регионов республики. С этой даты пошла новая веха празднования Нового года в нашей стране.