Барре свергли. Без него страна распалась на кланы, которые начали с удовольствием резать друг друга. Село зажило натуральным хозяйством. Былая промышленность встала.
Еще больше ухудшила ситуацию выгодная, как казалось, география страны. Ее другое название – Африканский Рог. Он вытянулся в сторону Индии. Длина береговой линии Сомали больше 3 тысяч километров. Вдоль нее проходит путь от Суэцкого канала до Аденского пролива – главный маршрут судов из Азии в Европу.
Вдруг все это осталось без охраны. Анархию хорошо приняли добрые соседи. Акватория Сомали стала популярной у египетских, индийских, японских, европейских рыбаков. Владея лучшей техникой, экспаты начали беспредел: резали сети местных рыбаков, таранили мелкие суда. Никто не покупал лицензии на лов…
В водах у Рога стали сливать токсичные отходы. Утилизация их в Европе очень дорога. Здесь же не стыдно сбросить все что угодно. Цунами 2004 года вынес на побережье десятки бочек с отходами. Специалисты Блэксмитовского института включают акваторию Сомали в число десяти мест с самым высоким уровнем радиации на планете. Вместе с Семипалатинским полигоном, Чернобылем и Фукусимой.
В ответ на беспредел местные общины с 2005 года начали высылать что-то вроде патрулей береговой охраны. Сначала они хотели просто следить за порядком, но быстро перешли к захвату судов-нарушителей. Рыболовные компании быстрее платили “штрафы”, когда их сотрудников брали в заложники.
Дело оказалось выгодным. И идеологически оправданным. Захват судов и получение выкупа сомалийцы считали платой за пользование прибрежными водами. В бедной стране, наводненной оружием, пиратство быстро стало коммерческим. В 2007 году они атаковали 111 судов. В следующем году – в два раза больше.
Сами пираты стали опытнее и наглее. Первые, “любительские” нападения торговые суда отбивали сами. Флибустьеры быстро научились брать на абордаж крупные танкеры и сухогрузы и скоро расширили район действий. Они захватывали суда от Шри-Ланки до Мадагаскара. Средний тариф откупа составлял 2 миллиона долларов за судно.
Владельцы судоходных компаний забили тревогу. Сомалийцы начали угрожать мировой торговле. По маршруту через Суэцкий канал и Аденский залив проходит десятая часть мировой торговли. Нефтяные танкеры и торговые суда перевозят грузы на миллиарды долларов.
В западных СМИ началась “пиратская” истерика, мол, какие они наглые и жестокие. Хотя сухая статистика говорит, что для торговли более опасен Малаккский пролив в районе Сингапура. Здесь совершается треть всех пиратских нападений на суда в мире.
Чтобы усмирить разбойников, понадобилось принять резолюцию Совета Безопасности ООН, которая разрешила государствам применять ВВС и ВМС в водах Сомали. В декабре 2008 года началась операция “Аталанта”. Сейчас в Аденском заливе находится около 25 военных судов из ЕС, США, Турции, Китая, России, Малайзии.
Нельзя требовать от человека отказаться от желания жить хорошо. Особенно когда он видит, что люди рядом с ним живут гораздо лучше, чем он сам. Человек должен верить, что есть социальный лифт, который позволит ему подняться по социальной лестнице ровно на столько, на сколько у него хватит таланта, знаний и трудолюбия. Ответной реакцией на ограничения будет агрессия.
Самый наглядный пример для Казахстана – это внутренняя миграция. Молодежь из южных регионов активно выезжает за лучшей долей в более благополучные места. Они больше всего не нравятся жителям Алматы и Астаны. И правильно. Эта миграция совершенно бесконтрольна и никак никем не регулируется. В итоге что выросло, то и выросло.
На самом деле проблему мы всегда пытаемся решить с одного конца, где она подперла до зубной боли. Но никто не обращает внимания на ее “ноги”. Откуда они растут. Эти три области – самые бедные в стране. Самый низкий уровень жизни: средняя зарплата по Казахстану (по данным комитета по статистике) – 154 тысячи тенге. На юге – от 103 до 111 тысяч. Все они более плотно заселены. Здесь проживает пятая часть населения страны. Очень молодого. Значит, это миграционное давление спроецировано на годы вперед. Готовьтесь к новым наплывам. Или решайте экономические проблемы там. Это дороги, жилье, условия для бизнеса, кредиты, образование. Там сделать будет легче и дешевле. В Алматы и Астане всегда в разы дороже.