Вместе с тем многие дискуссии ведутся лишь вокруг опечатки в купюрах и решения вопроса — выпускать или не выпускать их в обращение. Однако мало кто задумывается о последствиях развития того или иного сценария.
Давайте рассмотрим их более подробно.
Сценарий первый. Купюры достоинством 2000 и 5000 тенге с уже всем известным браком пущены в оборот. Среди пользователей, то есть преимущественно граждан Республики Казахстан, начинают постепенно развиваться дискуссии, которые автоматически делят население на группы противников и сторонников нововведения.
В данном случае, можно предположить, что новые деньги станут разменной монетой в затянувшихся спорах о преимуществах государственного языка и необходимости его повсеместного применения.
Вполне вероятно, что определенная часть населения будет утверждать следующее: если на купюрах, являющихся одним из признаков государства, на государственном языке допущена ошибка, то о какой целесообразности перехода на его повсеместное употребление может идти речь? И в этом случае сторонникам скорейшего введения государственного языка будет крайне сложно ответить на поставленный вопрос. Подобная полемика может произойти на севере, востоке и западе Республики.
А теперь можно перенестись на юг Казахстана, где и плотность населения выше, чем в других регионах и национальный состав больше тяготеет к широкому доминированию государствообразующей нации.
В этом случае мы можем стать свидетелями диалога между аксакалами, которые будут возмущены безграмотностью лиц, работающих в Астане и занимающих высокие посты.
Но более всего недовольство коснется одного из презентовавших новые купюры Парламенту Республики, ведь на реплики со стороны парламентариев, председатель Нацбанка отметил, что это средство платежа и к нему нужно аналогично относиться. При этом купюры с ошибками будут являться таким же платежным средством и обращаться без каких-либо ограничений.
Разве это уважительное отношение к национальной валюте, которая ко всему является также визитной карточкой страны, атрибутом ее независимости?
Принимая во внимание, тот факт, что на новых банкнотах присутствует подпись самого Президента, при нахождении в обращении данных купюр может создаться мнение, что глава государства тоже недосмотрел, поставив свою подпись на банкноте. Это, в свою очередь, не может благоприятно отобразиться на имидже президента.
Сценарий второй. Отмена выхода новых банкнот в обращение. Реакция со стороны общественности будет носить положительный характер. При этом симпатии населения республики — на стороне главы государства, который и должен принять решение по приостановке выхода в обращение новых купюр.
Вместе с тем, принимая подобное решение, параллельно нужно будет определить круг виновных в данном недосмотре. Что повлечет ряд смещений некоторых чиновников с руководящих постов (и это объективно, так как население просто не поймет половинчатости мер, то есть, если было принято решение по приостановке выхода новых банкнот в обращение, то должна быть реализована и вторая часть, а именно — наказание провинившихся).
Вторая негативная сторона данного сценария — финансовое бремя, то есть вопрос о повторном выделении финансовых средств на тиражирование новых банкнот.
При этом многие как в Астане, так и в регионах будут понимать, что несколько десятков миллионов долларов США, полученных от казахстанских налогоплательщиков, были попросту «пущены на ветер».
Вполне вероятно, что второй сценарий на сегодня представляется как наиболее реальный.
Вместе с тем, если 15 ноября, а именно в этот день, который в Республике обозначен как «День финансиста», в оборот поступят новые банкноты, Казахстан может прославиться не только в странах ближнего зарубежья…
И уже сегодня можно услышать мнение, что выпуск новых «дефектных» банкнот в преддверии 15-летия независимости Республики Казахстан неприятен не столько ошибкой грамматического толка, сколько политического.