Нужно отметить, что политика и нефть всегда пересекаются, когда речь заходит о трубопроводах.
Азербайджан, обладая значительными запасами нефти, оказался в эпицентре жесткой внутриполитической борьбы. И в настоящее время при всем желании республика не может оставаться в стороне от этих процессов.
В данном случае Азербайджан был поставлен в жесткие ограничительные рамки, так как республике сегодня крайне необходимы западные инвестиции, кредиты, технологии.
В то же время Баку осознает, что определяющим является сохранение и тесных экономических связей с Москвой, так как Азербайджан заинтересован в российском рынке сбыта, удовлетворяющем республику по многим параметрам.
На сегодня в Азербайджане находятся два экспортных нефтепровода — если маршрут «Баку-СупСА» на эксклюзивных правах использует АМОК, то «Баку-Новороссийск» применяется для транспортировки нефти ГНКАР, в результате чего Баку имеет возможность закупать природный газ из российской газотранспортной системы и, таким образом, избегает энергетического кризиса, носящего перманентный характер и наступающего всегда неожиданно, и всегда в осенне-зимний период.
Что же касается нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который вот-вот откроется, то здесь нужно учитывать ряд моментов, а именно то, что еще несколько лет назад мало кто верил в осуществление столь амбициозного проекта.
Стоит отметить, что основа была заложена в марте 1999 года, когда между Азербайджаном и Турцией был подписан пакет из четырех соглашений:
1. Межправительственное соглашение;
2. Соглашение со страной-обладательницей транзитной территории;
3. Соглашение о гарантии;
4. Соглашение о строительстве «под ключ».
Далее последовали принципиальные переговоры с Грузией, с которой ценой нахождения оптимального решения тарифов на транзит нефти удалось достичь компромиссного решения.
Одним из первых шагов в реализации этого крупномасштабного трубопроводного проекта стало формирование Спонсорской группы (СГ), участниками которого первоначально стали большинство акционеров АМОК (контрактная площадь «Азери»-«Чираг»-«Гюнешли»). Исключениями стали американская ExxonMobil и российская «ЛУКОЙЛ» (в данном случае американскую компанию Devon Energy не стоит принимать в расчет, так как ее инвестиции в «Контракт века» осуществляет ExxonMobil).
Официальная позиция компании №1 в мире по отношению к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан нейтральная — компания рассматривает целесообразность вхождения в этот проект.
Что касается «ЛУКОЙЛ», то руководство этой компании заявило о коммерческой привлекательности проекта и рассматривало возможность участия в нем (долевое участие компании может быть в пределах 7,5%). Единственным препятствием для этого являлось негативное отношение правительства России к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.
Состав СГ проекта Баку-Джейхан в момент его подписания
Акционеры | Страна | Долевое участие, % |
BР (оператор) | Великобритания-США | 25,41 |
Unocal | США | 7,48 |
Statoil | Норвегия | 6,37 |
TРAO | Турция | 5,02 |
Itochu | Япония | 2,92 |
Ramco | Великобритания | 1,55 |
Delta Hess | Саудовская Аравия — США | 1,25 |
ГHКАР | Азербайджан | 50 |
ГНКАР закрепила за собой 50% в консорциуме, однако с самого начала было ясно, что это явится непосильной ношей для азербайджанской стороны, в результате чего начался длительный процесс переговоров с новыми иностранными компаниями относительно подключения к проекту.
После проведения нескольких презентаций выявился круг заинтересованных, в который помимо вышеуказанного «ЛУКОЙЛа» вошли американская ChevronTexaco, франко-бельгийская TotalFinaElf, британо-голландская RD Shell и итальянский концерн ENI.
По информации ГНКАР, для вхождения в проект Баку-Джейхан новым потенциальным участникам необходимо было представить гарантии способности финансирования своего долевого участия, а также необходимые объемы нефти, которые будут загружены в трубопровод.
В результате, по всем пунктам ГНКАР могла договориться с ENI, которая представила гарантии по транспортировке по маршруту Баку-Джейхан объем нефти, соответствующий 5%.
С учетом того, что Agip (член группы ENI) потерпел неудачу в азербайджанском проекте «Кюрдаши», нефть будет предоставляться из казахстанского месторождения «Кашаган».
В настоящее время состав спонсорской группы (СГ) проекта Баку-Джейхан выглядит следующим образом.
Акционеры | Страна | Долевое участие, % |
BР (оператор) | Великобритания-США | 38,21 |
Unocal | США | 8,9 |
Statoil | Норвегия | 9,58 |
TРAO | Турция | 7,55 |
Itochu | Япония | 3,4 |
Delta Hess | Саудовская Аравия — США | 2,36 |
ENI | Италия | 5,0 |
ГHКАР | Азербайджан | 25,0 |
В то же время в Баку отмечают, что участие или неучастие новых компаний никак не сможет повлиять на ход реализации проекта Баку-Тбилиси-Джейхан. «Проект находится на той стадии развития, когда его реализации уже ничего не может помешать»,- считает начальник Управления иностранных инвестиций ГHКАР Валех Алескеров.
После определения круга реализаторов данного проекта был разработан и утвержден график работ по строительству трубопровода и введения его в эксплуатацию.
График работ по проекту Баку-Тбилиси-Джейхан
Начало | Завершение | |
Оглашение результатов тендеров | IV кв.2001 г. | III кв. 2002 г. |
Мобилизация и строительство подсобных помещений | III кв. 2002 г. | II кв. 2003 г. |
Поставка материалов и оборудования | I кв. 2003 г. | II кв. 2003 г. |
Строительство трубопровода | II кв. 2003 г. | III кв. 2004 г. |
Сдача в эксплуатацию | III кв. 2004 г. | I кв. 2005 г. |
Операции на трубопроводе | I кв. 2005 г. |
Наиболее же существенным прогрессом в реализации проекта Баку-Тбилиси-Джейхан можно считать успешные переговоры с международными финансовыми институтами и рядом коммерческих банков.
В результате чего была определена концепция финансирования, в соответствии с которой объем затрат участников проекта будет соответствовать их долевому участию в трубопроводной компании BTC Co, которая займется строительством нефтепровода на территории Азербайджана и Грузии.
Отдельным предметом обсуждений является вопрос финансирования проекта азербайджанской стороной, поскольку в платежеспособности иностранных участников проекта никто не сомневается.
По информации президента ГНКАР Hатига Алиева, Азербайджан получил полную поддержку международных институтов и ряда государств и проблем у республики в этом вопросе не возникнет.
Тем не менее, правительство Азербайджана, как это уже было указано выше, посчитало необходимым оставить за собой в проекте только 25%, одним из причин которого является способность финансирования.
Как сообщил Валех Алескеров, азербайджанская сторона определилась со схемой финансирования своего долевого участия, в соответствии с которой определенная часть средств будет привлечена из внутренних ресурсов и определенная часть может быть привлечена из Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГHФАР).
Последний источник финансирования вызвал большой резонанс у многих наблюдателей, поскольку заранее считалось, что средства Нефтяного фонда предназначены на развитие не нефтяного сектора республики.
Параллельно Азербайджан официально объявил, что трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан коммерчески эффективен даже при условии загрузки в него только азербайджанской нефти. Этого мнения придерживается и оператор проекта — компания «BP».
Президент компании «BP Azerbaijan» Дэвид Вудворд заявил, что максимальный объем добычи нефти с месторождений «Азери»-«Чираг»-«Гюнешли» составит 1 млн. баррелей в сутки, что соответствует максимальной пропускной способностью маршрута Баку-Джейхан.
Правда, в Баку признают, что привлечение дополнительных объемов нефти будет способствовать увеличению коммерческой привлекательности проекта.
В этом отношении особые надежды Азербайджан возлагает на Казахстан, в особенности, на нефть с контрактного блока «Кашаган». Тем не менее, как заявляют в правительстве Азербайджана, даже при самом пессимистичном раскладе этот крупномасштабный проект будет реализован, а для его первоначальной загрузки будет вполне достаточно нефти, которая будет добываться с месторождений «Чираг» и «Азери».
Как сложится судьба трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан покажет время, но факт того, что с вводом в эксплуатацию поменяется расстановка сил в регионе осознают все литоральные страны Каспия, а также страны дальнего зарубежья, которые имеют в данном регионе свои национальные интересы как в энергетической, так и в политической сферах.