К такому мнению пришли народные избранники Уральска, которые провели на этой неделе общественные слушания по решению проблем в жилищно-коммунальной сфере.
Институт социологических исследований провел соцопрос, касающийся проблем в реформировании КСК и отношения к ним самого населения. Результаты — не утешительны. Респонденты едины в следующих мнениях.
Кооперативы собственников квартир (КСК) в том виде, в каком они существуют сегодня изжили себя. Они не занимаются ничем, кроме сбора средств с населения. При возникновении любых вопросов, возникающих в коммунальной сфере, потребители обращаются непосредственно к услугодателям, ни у кого не возникает даже мысли решить свои проблемы через КСК.
В ходе соцопроса выяснилось также, что население не доверяет КСК, однозначно считая, что КСК нерационально использует собранные средства, зачастую не по назначению. Не без оснований люди полагают, что в КСК процветает воровство. Некоторые КСК в управление от жадности нахватали столько домов, причем в разных концах города, что никакая работа, кроме сбора средств на самом деле, в них не ведется.
Население председателя КСК в лицо не знает. Основным фактором усложнения работы КСК некоторые называют неплатежеспособность населения и ветхость самого жилья. Но люди не желают платить бездельникам, по вине которых жилье ветшает.
Участники соцопроса считают, что ремонт домов должен осуществляться за счет льготных кредитов. Но прежде чем выдавать кредиты нужно создать кондоминиумы. В конечном итоге раздробить КСК на более мелкие, чтобы люди сами участвовали в управлении собственным домом.
В Законе о жилищных отношениях, принятом еще в 1993 году, шла речь о кондоминиумах. Но закон почему-то сначала не заработал, правительство вынуждено было через три года принять постановление о переходе на новые принципы работы и содержание жилья. Началась работа по созданию КСК, дело было новое, население активности не проявляло, и акимат, как это у нас водится, предложил свои кандидатуры на должности руководителей КСК. Дома перешли из госсобственности в частные руки. Сегодня председатель ассоциации КСК Уральска Филлипов считает, что заслуга КСК в том, что они сохранили существующие дома, при этом он признается, что дома не стали лучше, но еще, как говорится, «дышат».
Чтобы дом был в руках самих жильцов и они могли управлять им, проводить все необходимые ремонтные и прочие работы на собранные средства, нужно создавать кондоминиумы, именно к этому наталкивают людей власти. Но, по официальным данным, 60% населения вообще не знают, что это такое. За 10 лет существования жилищного законодательства никто не удосужился объяснить народу, что это такое, зато теперь требуют с них скорейшей регистрации.
Власти говорят, что главная цель проводимой реформы — улучшение условий проживания граждан, комфортность и безопасность. Для этого нужно повысить качество содержания и обслуживания многоквартирных домов. И лучше, если этим будут заниматься сами жильцы и избранные ими люди, а не КСК, расположенный в другом конце города. Однако пока население инертно, оно не проявляет интереса к управлению своими домами. Без конкретных наглядных примеров здесь обойтись очень сложно.
Предприятия по поставке населению коммунальных услуг тоже заинтересованы в создании кондоминиумов.
Их тоже не устраивают действующие отношения с КСК. На сегодня между КСК и предприятиями-монополистами существуют договоры о взаимном сотрудничестве, как говорит президент АО «Водоканал» они (договоры) никого ни к чему не обязывают по сути не функционируют. Потребитель работает напрямую с услугодателем, минуя КСК. В результате несогласованных действии между КСК и монополистом, последний терпит колоссальные убытки, которые в конечном итоге отражаются на потребителях в виде повышении тарифов. Проблему эту предлагается решить весьма оригинально. В КСК вводится штатная единица, которая будет информировать коммунальные предприятия о реально проживающих лицах в квартирах. Власти подозревают, что в квартирах на сегодня проживает, как минимум 3-4человека, вместо зарегистрированных 1-2. Поставлена задача -немедленно выявить всех неучтенных, поставить их на учет и брать с них деньги за коммунальные услуги. В таком случае роль информатора должно выполнять лицо, само проживающее в данном конкретном доме, которое хорошо знает соседей и знает, кто к кому во сколько приходит. В 11 проверенных таким образом домах уже выявлены 50 неучтенных человек, всем им теперь грозит опустошение кармана. В акимате уже посчитали, что ущерб коммунальным предприятиям составил как минимум 120 миллионов тенге. Власти подозревают, что в Уральске проживают около 10 тысяч человек, которые не платят за коммунальные услуги. Их-то как раз и должны выявить новоиспеченные информаторы. Некоторые чиновники утверждают, что такая система выявления людей, существует во многих городах республики, мол, это вовсе не нововведение.
Концепция жилищно-коммунальной реформы включает создание пилотного проекта по формированию городского топливно-энергетического комплекса. В этом случае предприятия-услугодатели, на сегодня находящиеся на балансе областного акимата, переходят на баланс горакимата. Будет создан единый орган по контролю за этими предприятиями, ну и понятно, что городские власти смогут применить к ним жесткие рычаги воздействия.
С учетом предстоящего в стране жилищного бума, ежовые рукавицы в жилищно-коммунальном секторе были бы очень даже кстати. Лучше сразу навести порядок в новом доме, нежели дожидаться пока он начнет приходить в негодность.
К тому же решение самой жилищной политики архисложная задача. Выделенных из государства средств хватит или на возведение стен или на подведение коммуникационных систем. Нужно выбирать из двух зол наименьшее. Как правило, земли для так называемого дешевого жилья будут выделяться не в центре любого города, где каждый метр распределен между богатыми.
Доступное жилье будут строить на окраине, где отсутствуют коммуникационные системы, что и создает дополнительные трудности. А что касается аварийного и ветхого жилья, то им в последние годы никто не занимается. Власти стараются отдать земли, где находится ветхое жилье частным лицам с тем, чтобы последние сами решали вопросы сноса и переселения жильцов. Но предприниматели, получив разрешение на строительство своего объекта на данном участке, жестко решают проблему с жильцами: или они выселяются, довольствуясь выделенными им мизерными средствами, или остаются под завалами. Подобное происходит во многих городах. В Уральске, например, горархитектор вообще не знает, сколько на самом деле ветхого жилья во вверенной ему вотчине.
При реформировании жилищной системы предлагается сначала провести инвентаризацию и мониторинг жилищного фонда на предмет аварийности и ветхости, затем разработать программу сноса ветхого и капитальный ремонт аварийного жилья.
Также предполагается провести работу по законной регистрации всех объектов кондоминиума. Но самое главное — активизировать человеческий фактор в реальном самоуправлении КСК. В этом разработчики реформы видят самую главную проблему, считая, что пока жильцы сами не проявят интерес, мало, что можно будет изменить силовыми и прочими методами.