Во вторник, 25 сентября, в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН начала работу 67-я сессия Генассамблеи организации. К общеполитической дискуссии, которая открылась с 25 по 29 сентября, были приглашены главы государств, правительств и внешнеполитических ведомств стран-участниц, пишет Казинформ.
На повестке дня — проблема мирного урегулирования существующих конфликтов на всем пространстве 193 членов организации. Но в эти дни особое внимание политических лидеров было уделено ситуации на Ближнем Востоке, в частности, по вооруженному противостоянию в Сирии и развитию ядерной программы Ирана.
Сирийский внутренний конфликт со всеми атрибутами гражданской войны, в котором погибло уже свыше 20 тысяч человек, стал ключевой темой, привлекшей внимание практически каждого из выступающих.
Тон дискуссии задал президент США Барак Обама. Он призвал сирийского лидера Башара Асада уйти с главы государства, отметив, что будущее страны не может принадлежать «диктатору, который убивает свой народ». При этом Б.Обама связал сирийский и иранский режимы, отметив, что Тегеран активно поддерживает Дамаск в борьбе против населения и участвует в усиления террористических группировок в регионе. Он также добавил, что перспектива получения ядерного оружия будет угрожать уничтожением Израиля, угрожать безопасности стран Персидского залива и в целом развитию мировой экономики.
С трибуны ООН премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что международному сообществу следует провести «красную линию» в отношении ядерной программы Ирана, пересечение которой должно повлечь за собой жесткую реакцию.
Его поддержал президент Франции Франсуа Олланд, который заявил о готовности Парижа ввести новые санкции против Тегерана с тем, чтобы заставить иранское руководство вести результативные переговоры. Касаясь ситуации в Сирии, глава Франции обозначил готовность поддержать новое правительство в этой стране, при этом он призвал ООН обеспечить поддержку и безопасность оппозиционным регионам.
Более радикальное решение предложил Катар — эмир Халифа бен Хамад Аль-Тани заявил, что арабским странам необходимо вмешаться в ситуацию в Сирии на фоне неспособности Совбеза ООН принять решение. Однако такое решение не было поддержано многими арабскими лидерами. Египетский президент Мухаммед Мурси сказал, что готов поддерживать лишь те усилия, которые исключают угрозу иностранной военной интервенции.
Позиция России в ходе этих дискуссий не поменялась и, как и ранее, заключается в том, что вмешательство извне лишь усугубит ситуацию в стране и решение возможно лишь через диалог. На заседании министров иностранных дел стран-членов Совбеза ООН, которое прошло на второй день дискуссии, глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров заявил, что военный способ не приемлем, а результат можно достичь лишь посредством переговоров и поиска компромиссов. При этом он добавил, что вина за кровопролитие в стране лежит и на государствах, которые подстрекают население Сирии к вооруженной борьбе. Аналогичную позицию разделяет Китай и ряд других стран.
Выступление президента Ирана Махмуда Ахмадинежада проходило традиционно — без присутствия американской и израильской делегаций, которые предварительно покинули зал заседания. Как и прежде, он призвал мировое сообщество отвергнуть попытки группы стран навязать всем новый язык угроз. Он добавил, что основной угрозой масштабной войны на Ближнем Востоке является именно Тель-Авив.
От сирийской стороны в Нью-Йорке находится министр иностранных дел САР Валид Аль-Муаллем, однако о заявлениях с его стороны не упоминается. Известно, что он провел ряд встреч со своими коллегами из Кубы, Малайзии, Ирана, России и др. стран.