Ноу-хау Тамары Дуйсеновой в госзакупках: результат не важен, важен процесс - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ноу-хау Тамары Дуйсеновой в госзакупках: результат не важен, важен процесс

Ноу-хау Тамары Дуйсеновой в госзакупках: результат не важен, важен процесс

Слышали такое выражение: “С деньгами каждый дурак сможет, а ты попробуй без денег”? Так вот, все чаще убеждаюсь в том, что даже с деньгами далеко не каждый может добиться результата. Вот, например, у Тамары Дуйсеновой, министра здравоохранения и социального развития, деньги есть, а результатов нет. Во всяком случае, это вытекает из ответов на наши вопросы, касающиеся различных закупок, которые проводит министерство.

  • 24 Июня 2016
  • 2238
Фото - Caravan.kz

Мы по уши в пенсионной реформе. С 1 июля 2018 года изменится порядок назначения базовой пенсии. Будет введен новый условно-накопительный компонент пенсионной системы за счет установления 5 процентов обязательных пенсионных взносов работодателя. Наши пенсионные накопления постоянно предлагают использовать – то их отдают в разные “Каз-Агро”, то вообще хотят погашать ими внешние займы, которые есть у страны.

У народа куча вопросов. Думаю, мало кто понимает, что происходит с пенсионной системой и что нас ждет. Тут бы начать профильному министерству масштабную разъяснительную работу. И они вроде как собирались: “В рамках информационно-разъяснительной работы по модернизации пенсионной системы в 2015 году министерством было запланировано выполнение социально значимых проектов неправительственными организациями по информационно-разъяснительной работе о системе социального обеспечения в Республике Казахстан”. Но “в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране” проведение такой работы “было снято с исполнения, а денежные средства возвращены в бюджет”.

В то же время “сложившаяся экономическая ситуация в стране” не помешала Тамаре Дуйсеновой и ее команде взять в бюджете и потратить деньги на другие, видимо, гораздо более важные нужды – например, на то, чтобы научить участковых правильно заполнять таблицы со сведениями о наркоманах, или на то, чтобы провести социологический опрос по поводу рака шейки матки.

Ударными темпами освоим бюджетные средства!

Рак шейки матки – распространенное заболевание, занимает пятое место в списке наиболее часто встречающихся в Казахстане онкологических заболеваний. И, конечно, это важно – рассказывать людям, что можно избежать болезни, сделав прививку. На эти цели Тамара Дуйсенова потратила за два года 14 миллионов тенге. И что же было сделано на эти деньги?

В четырех городах поставили билборды. Видимо, это, по замыслу минздравовцев, сразу же должно было сделать информацию о прививке доступной всем. Однако билборд стоит на одном месте, и мимо него проходят и проезжают, как правило, одни и те же люди. В ответе на наш запрос не было сказано, сколько же человек узнали о вакцинации благодаря этим билбордам. Причин тут, думаю, две: таких цифр у подчиненных г-жи Дуйсеновой нет, и эффективность они не замеряли.

Еще были опубликованы “статьи” в газетах и журналах. Ради интереса я нашел одну – в “Вечерней Астане” от 19 сентября 2015 года. Называется “Рак можно предупредить”. В ней всего два абзаца. 110 слов. Весьма эффективный способ донести информацию до людей!

Еще в отчете фигурируют телепередача на “Хабаре” и радиопрограммы, но нет цифр о том, какую аудиторию они охватили. И, глядя на заметочку в “Вечерней Астане”, я понимаю, что такие цифры никто не собирал – слишком они, видимо, смешные.

У минздрава была возможность замерить эффективность своей информационной работы – в рамках госзаказа подрядчик должен был провести социологический опрос. Обычно делается так: опрос проводится до начала информационной кампании и после ее завершения. И наглядно видно, как далеко мы продвинулись в деле информирования населения.

Но это делается только в том случае, если вас интересует результат. А Тамару Дуйсенову и ее подчиненных, очевидно, интересует только процесс. Поэтому опрос провели только один раз, зато в двух местах.

Опросили с помощью анкет 768 родителей девочек-подростков, а также 85 родителей, дети которых получили прививку против ВПЧ (вирус папилломы человека). Результаты нам неизвестны. Другой опрос проводился в медицинских учреждениях. Минздрав в своем ответе нам предусмотрительно не сообщает, какую категорию граждан опрашивали, из чего можно сделать вывод, что спрашивали врачей. Результаты, конечно, прекрасны: информированы о вакцинации против рака шейки матки 85 процентов, знают о вакцинации против ВПЧ – 76 процентов, считают ее безопасной и необходимой – 67 процентов.

Даже если эти цифры можно считать объективными для широкой аудитории, о чем они говорят? Говорят ли они об эффективности проведенной разъяснительной работы? Нет! Откуда мы знаем, может быть, до того, как эта работа началась, в безопасность вакцинации верили не 67, а 87 процентов?

И Тамара Дуйсенова тоже бы усомнилась в правильности такого псевдонаучного подхода к социологии. Но это в том случае, если б задача стояла получить практически применимый результат, а не освоить бюджетные средства.

Кстати, косвенно об успехах программы говорит другой факт: на созданную “горячую линию” с 1 января по 25 октября 2015 года поступило аж 112 звонков. Вот вам и вся информированность!

 

Имидж – ничто, медиация – все!

Другой важный проект – “Информационная политика по пропаганде повышения имиджа работников здравоохранения в Республике Казахстан”. Потратили 13 миллионов тенге за два года. Что сделали на эти деньги? Прежде всего, провели тренинги по медиации для 570 работников здравоохранения в восьми регионах страны. Медиация – это технология урегулирования споров. Видимо, по замыслу г-жи Дуйсеновой, чтобы улучшить имидж врача, надо его научить не вступать в конфликты с пациентом или уметь этот конфликт гасить. Полезное знание, не спорю. Но, может быть, лучше избегать конфликтов, оказывая медицинские услуги вовремя и качественно?

А еще в рамках того же проекта были проведены мероприятия под лозунгом “Добро пожаловаться!”. Пациентам рассказывали об их правах, объясняли, куда и как нужно жаловаться, если они недовольны работой врачей, и даже открыли “горячую линию” (о количестве звонков не сообщается).

Вы улавливаете логику? Я – нет! Как разъяснение прав потребителя – безусловно, важное дело! – может помочь повышению имиджа врачей?

А никак! Зато это поможет освоить выделенные из бюджета средства. Кстати, средства тех же пациентов, они же потребители, они же налогоплательщики.

Или вот еще один прекрасный образец рационального подхода – на услуги по борьбе с наркоманией и наркобизнесом министерство под руководством Тамары Дуйсеновой потратило в 2015 году почти 11,5 миллиона тенге.

Что делали? Ой, много всего! Учили инспекторов по делам несовершеннолетних выявлять группы риска, а участковых – определять степень опьянения (на глазок, видимо). Моя 75-летняя соседка такого обучения не проходила, но сразу говорит: человек пьян или “обкурился”. И про группы риска тоже все знает – заранее предсказывает, в каком доме и в каком подъезде сколько наркоманов заведется в ближайший год. Оказывается, этому надо учить, полицейские в этом разбираются хуже старушки на лавочке?!

Чуть не забыл! Еще был проведен семинар по обучению врачей-статистиков МВД по заполнению таблиц. Правда-правда, не вру, так и написано: обучали, дескать, врачей заполнять таблицы.

И каков итог? “За последние 5 лет выявляемость (первичная заболеваемость) психических поведенческих расстройств, вызванных употреблением наркотических средств и психотропных веществ, в республике снизилась на 33 процента. Среди несовершеннолетних этот показатель снизился на 38 процентов”.

Во-первых, почему нам рассказывают про 5 лет, хотя мы спрашивали про 2015 год, когда закупались эти услуги? А во-вторых, я не понял: выявляемость снизилась или уровень наркомании упал? Если верить глазам и ушам, число наркоманов не уменьшилось. Значит, благодаря всем семинарам, тренингам и видеопособиям врачи и полицейские научились хуже выявлять этих наркоманов?

Вот уж и правда – суперэффективное министерство у г-жи Дуйсеновой получается!

Что ни гроб, то огурчик

Я привел только несколько примеров. Но на самом деле в министерстве здравоохранения и социального развития что ни гроб, то огурчик, в смысле – что ни тендер, то вопросы без ответов.

Два года и 9 миллионов тенге они хотят потратить на то, чтобы переписать всех участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

30 миллионов тенге выделено на “Ретроспективный и проспективный анализ медицинских и радиоэкологических последствий бывшего Семипалатинского ядерного испытательного полигона для населения, прилегающих к нему территорий”. При этом в одном абзаце минздрав пишет, что результаты будут только к концу 2016 года, а в другом – что “на основании результатов исследования подготовлены материалы по системе медицинского контроля над состоянием здоровья декретированного населения и их потомков”.

Почти 2 миллиарда тенге выделено Республиканскому центру электронного здравоохранения просто на то, чтобы он существовал (это госпредприятие, подчиняющееся минздравсоцразвития). При этом при попытке зайти на порталы, созданные этим центром, интернет-браузеры предупреждают, что они небезопасны. А единственное, что конкретно нам смогли сообщить о деятельности РЦЭЗ, – то, что центр ежемесячно предоставляет 369 таблиц на 980 страницах и ежеквартально – в среднем 380 таблиц на 2 258 страницах.

О чем бы мы ни спрашивали, ответы как под копирку: выдержки из законов, из тендерных условий и ни слова – о конкретных результатах. “Важно”, “актуально”, “необходимо” – одни общие слова.

Казалось бы, у вас есть прекрасная возможность рассказать о своей деятельности, о том, каким важным делом занимаетесь, о том, какую пользу приносите народу,  в одной из самых популярных газет страны. Без-воз-мезд-но, то есть даром. Пользуйтесь!

Нет. Видимо, не о чем тут рассказывать. Не могут же они признаться, что просто расходуют бюджетные средства направо и налево, прикрываясь умными словами!

Так или не так, Тамара Касымовна?

И если не так, почему же вы не потребуете от своих подчиненных, чтобы рассказали не про процесс, а про результат? Чтобы показали эффективность каждого тенге, потраченного на госзакупки. Или, если они не в состоянии, лично расскажите об этом. В конце концов, мы так давно не видели вас на пресс-конференциях, на прямых эфирах, на живых интервью, посвященных проблемам здравоохранения. А ведь наш Президент просил министров рассказывать народу, что и зачем делается. И вас, кстати, лично просил про медстрахование рассказывать, про другие реформы.

А если результатов нет, эффективность нулевая, это тоже объяснение, почему вы так прячетесь. Тогда, Тамара Касымовна, выходите на свет и честно в этом признавайтесь.