Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос о принятии государственной программы психиатрической помощи, предусматривающей, в частности улучшение финансирования, увеличения числа врачей-психиатров и центров психологической реабилитации, обеспечения больных необходимыми лекарствами.
Душевные недуги не могут быть только частным делом самого больного еще и потому, что они очень распространены.
По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно у 10 -20% взрослого населения Земли встречаются психические и поведенческие расстройства. Каждая четвертая семья в мире сталкивается с проблемами душевного здоровья.
Специалисты с тревогой прогнозируют, что с учетом старения населения планеты, увеличения числа стрессовых ситуаций, ухудшения условий жизни и социально-экономической ситуации во многих регионах мира, число таких заболеваний будет увеличиваться.
В Казахстане в советское время была создана неплохая система психиатрической помощи и реабилитации таких больных. Их лечат как в стационарах, так и амбулаторно, поскольку многие виды душевных расстройств наблюдаются у людей периодически и не требуют госпитализации пациента. В Казахстане сегодня работают 15 психиатрических больниц и 21 психоневрологический диспансер. Но…
За последние 12 лет число больниц сократилось на 2, диспансеров — на 1. Более чем вдвое меньше стало число коек в специализированных неврологических отделениях стационаров, а вообще за последние 10 лет число коек в психиатрических больницах уменьшилось более чем на 3 тысячи.
Сокращения коснулись и психиатрических учреждений, оказывающих так называемую стационарозамещающую помощь больным. Это когда человека не кладут в больницу на месяцы, а создают условия для его лечения и реабилитации на дому. Число дневных стационаров уменьшилось за эти годы с 21 до 14; число лечебно-трудовых мастерских сократилось с 21 до 4.
В настоящее время в Казахстане работают не более тысячи врачей — психиатров, что минимум в два раза меньше, чем необходимо. Также в два раза уменьшилось число психотерапевтов.
Сегодня показатель обеспеченности врачами — психиатрами составляет 0,6 на 10 тыс. населения, что значительно ниже, чем установлено нормами ВОЗ. Даже сексопатологов, несмотря на всеобщее раскрепощение нравов и сексуальную революцию, переживаемую страной, стало меньше в три раза. Психиатров остро не хватает. Это — прямое свидетельство того, что психиатрия, как отрасль медицины, была забыта государством, внимание к ней было сильно ослаблено.
Психиатрическая помощь в Казахстане оплачивается из республиканского бюджета. В стационарах больные получают препараты бесплатно. Инвалиды I и II групп по психическим заболеваниям (больные шизофренией и эпилепсией, независимо от наличия инвалидности) обеспечиваются бесплатными лекарствами для регулярного поддерживающего лечения. Но этого, как показывает практика, недостаточно.
За последние годы уровень заболеваемости различными душевными недугами в Казахстане стабилизировался на уровне 181 — 186 человек на 100 тысяч населения. Этот уровень весьма тревожит медиков, поскольку, наряду с открытыми случаями болезней, есть еще солидный пласт «скрытых», латентных душевных расстройств.
Психиатры Казахстана отмечают, что сегодня в этой сфере наблюдаются новые тенденции, на которые общество и государство должны вовремя реагировать. Так, например, сегодня стремительно растет так называемая «пограничная психическая патология». У людей все чаще встречаются депрессии, невротические расстройства, психосоматические заболевания. А так как психиатра в рядовой поликлинике очень трудно найти, люди обращаются к терапевтам, кардиологам и пр.
По оценке врачей, до 50% больных, обращающихся с жалобами к врачам общей практики, обнаруживают признаки психических расстройств. А ведь это — первый шаг к серьезному и глубокому душевному расстройству. И если человеку не оказать вовремя квалифицированную медицинскую помощь, то в будущем и он, и общество могут столкнуться с огромными проблемами.
Соматические болезни различной этиологии сегодня — это бич общества. Люди не выдерживают нервного, стремительного ритма жизни, не могут приспособиться к жестоким переменам, которые на них обрушиваются, к проблемам, которые приходится решать ежедневно. И важнейшее место в палитре различных душевных заболеваний занимает депрессия — «ночь души», как называли эту болезнь древние.
Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — психическое расстройство, характеризующееся сниженным фоном настроения с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающем мире и своего будущего.
Человек как будто внезапно теряет всю радость жизни, все ее краски и удовольствия, все, что он видит вокруг, приобретает для него унылый «серый» цвет…
Среди врачей устоялось мнение, что депрессия — это реакция на внешние стрессовые события, например, тяжелый развод или смерть близкого человека (реактивные депрессии), однако она может возникнуть в результате нарушения обмена веществ в клетках мозга. Биохимические исследования последних десятилетий показывают, что при депрессивных состояниях наблюдается снижение серотонинергической и норадренергической синаптической передачи, дисбаланс нейромедиаторов (истощение или дефицит серотонина). Такие депрессии называются эндогенными. Депрессия, как ни одно другое психическое заболевание, сопряжена с высоким риском самоубийства, причем основная доля суицидов приходится на самый продуктивный возраст — от 15 до 34 лет. Депрессия может привести к снижению профессионального статуса с вынужденной сменой работы, распаду семьи.
Ежегодно во всех странах регистрируется около 200 млн. новых случаев депрессии. Эту цифру можно смело увеличить в несколько раз, учитывая, что депрессия выявляется лишь в 50% случаев, и большинство таких больных не спешат обращаться к психотерапевту. Между тем, люди с этим заболеванием нуждаются в соответствующей медицинской помощи. Специалисты ВОЗ рассчитали, что к 2020 г. депрессии станут ведущими причинами инвалидизации наряду с ишемической болезнью сердца и онкологическими заболеваниями.
— Депрессия проявляется рядом хорошо изученных симптомов: сниженный фон настроения, двигательная и мыслительная (ассоциативная) заторможенность, углубленность человека в себя, акцентированность его на негативных сторонах действительности, — рассказывает врач- психотерапевт Болат Сагимбаев. — Существует группа так называемых маскированных (скрытых) депрессий, которые «прячутся» под маской соматических заболеваний. Человек может безрезультатно лечиться у врачей соматического профиля (кардиологов, гастроэнтерологов и т. д.), на самом же деле его проблемы, например, резкое похудание, желудочные боли и расстройство пищеварения являются симптомами депрессии.
При преобладании тревоги речь идет о тревожных депрессиях. Вялость, апатия — признаки апатоадинамической депрессии, при которой человек лежит, перестает следить за своим внешним видом, становится ко всему безразличным. Если же наблюдается чрезмерная фиксация внимания на своем здоровье, то можно говорить об ипохондрии — еще одном виде депрессии. Причем болеют и страдают этим недугом люди из самых различных слоев общества, как состоятельные бизнесмены, так и бедные крестьяне.
Депрессии подвержены как мужчины, так и женщины, но женщины, на мой взгляд, лучше приспособлены к переживанию различных стрессовых ситуаций. Но все эти состояния можно предупреждать и лечить, как с помощью психотерапевтического воздействия, так и с помощью лекарств. К сожалению, сегодня возможности для этого у врачей весьма ограничены.
Лечение таких расстройств отдано в руки самих людей, а они порой и сами не понимают, что с ними происходит, почему и отчего им плохо… Люди не идут к психотерапевтам, потому что их мало, и к тому же у нас в обществе не принято делиться своими душевными проблемами. Это очень плохо, такое положение нужно менять.
Поэтому сегодня важнейшей задачей является кардинальная перестройка всей системы психиатрической помощи в Казахстане, считают медики. Она должна наконец стать эффективной и адресной, охватывая широкий круг населения, относящихся к «зонам риска».
Если невроз или депрессию лечить в самом начале их зарождения, то они вполне излечимы и человек будет счастливо жить полноценной жизнью. Поэтому крайне важно наладить хорошую диагностику и оперативную помощь таким людям.
Для этого, по мнению медиков, необходимо открывать соматопсихические отделения в больницах и амбулаториях — чего сегодня нет и в помине. Необходимо развивать систему психологической помощи также и в психиатрических заведениях, развернуть широкую медицинскую пропаганду профилактики таких болезней.
А для этого, конечно, необходимо увеличить число врачей, работающих в этой сфере, наладить подготовку таких специалистов в мединститутах страны. Сегодня специалистов такого профиля выпускается крайне мало, психиатрия непопулярна среди студентов.
Важнейшей задачей является психиатрическая и психологическая помощь сельским жителям. В этом отношении они вообще заброшены, а ведь на селе до сих пор живет около 40% населения страны!
Учитывая огромные казахстанские расстояния, упор нужно сделать, как считают специалисты, на создание передвижных бригад по оказанию психиатрической, наркологической и психотерапевтической помощи. Эти бригады, формируемые из врачей соответствующих областных или городских психиатрических диспансеров или больниц, могли бы вести регулярный мониторинг населения района, оперативно оказывать необходимую медицинскую помощь.
Нужна также совместная работа врачей и психологов, гуманитарных, благотворительных и религиозных организаций с местными властями по налаживанию эффективной психиатрической помощи.
Глубина и важность этой проблемы сегодня до конца не осознается обществом и государством, а между тем это важнейший элемент психологического состояния всего общества, его стабильности и предсказуемости.