Никто не виноват? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Никто не виноват?

Никто не виноват?

Очередная индустриальная программа будет выполнена, если высших чиновников все-таки заставят отвечать за результат лично – имуществом и свободой.

  • 19 Марта 2010
  • 1491
Фото - Caravan.kz

– Я в этом зале получил клятвенные заверения Премьер-министра Масимова, Исекешева, которые головы положили на плаху, – напомнил Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ акимам на совещании по индустриализации 12 марта, добавив, что теперь за каждый проект в регионе они будут отвечать лично.

Систему менять надо?

Жесткие слова Президента последовали после обнародования результатов проверок институтов развития, которые выполняли предыдущую “индустриальную стратегию” 2003–2015 годов – и полностью ее провалили.

Проверки Счетного комитета выявили, что только Национальный инновационный фонд (НИФ) и Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) лишь за 2007–2008 годы получили из казны более 70 миллиардов тенге, а убытки фондов за это время составили 25,5 миллиарда. Из 85 проектов, которые финансировал НИФ, реализованы только три. В ИФК из 36 завершены только два проекта. Центр инжиниринга и трансферта технологий вкладывал государственные деньги, предназначенные для развития страны, в акции иностранных компаний, которые сегодня обесценились вдвое, и т. д.

Частный случай нескольких, пусть даже самых крупных, институтов развития лишь констатирует итог: вся система поддержки инноваций, модернизации промышленности и развития новых технологий оказалась нерабочей.

– Эти фонды действуют много лет, – отмечает директор Центра анализа общественных проблем Меруерт МАХМУТОВА. – Туда ежегодно перечисляли деньги из бюджета. Но попробуйте найти примеры их продуктивной деятельности! Они изначально были непрозрачными – не публиковали отчетность, использование их средств не контролировалось. Государство содержит множество акционерных обществ с неясными функциями, сотрудники которых получают хорошие зарплаты. Создалось впечатление, что основной целью их создания с самого начала был вывод бюджетных средств…

В прошлом году рейтинговое агентство Standard&Poor’s опубликовало результаты исследования информационной прозрачности казахстанских компаний – первого в истории страны. Средний балл составил 44 из 100 возможных. Компании группы “Самрук”, в том числе институты развития, набрали всего 24 балла и оказались самыми “закрытыми” в Казахстане.

За завесой тайны большие деньги тратились неэффективно либо просто “замораживались” на счетах коммерческих банков (принося им существенный доход).

В результате ни одна из стратегических целей индустриальной программы 2003 года не была выполнена. Сегодня наша страна еще больше зависит от нефти и импорта. Износ оборудования фабрик, заводов, коммунального хозяйства и энергетики растет. Казахстан покупает за рубежом еще больше машин, станков, топлива и продуктов, чем семь лет назад.

Виноватых нет

– По нашему действующему законодательству уволенные руководители не несут ответственности, – признал председатель Счетного комитета Омархан ОКСИКБАЕВ. Он отметил, что на протяжении семи лет существования фондов развития в них ежегодно менялись начальники.

Но посадить или хотя бы примерно наказать этих людей невозможно, посетовал Оксикбаев: “Сорок материалов мы передали в правоохранительные органы, по девяти возбуждены уголовные дела. А до суда дела дошли только по четырем материалам…”.

Между тем речь идет о неэффективном использовании огромных денег. Уже к 2005 году фонды получили из казны почти 900 миллионов долларов. К середине 2007-го в разные проекты успели закачать более миллиарда. Значительную часть этих денег сегодня ищут компетентные органы. А может быть, уже нашли.

Люди с опытом

Стратегическое управление экономикой – это огромное доверие и огромная ответственность перед всей страной. Кто же будет успешно выполнять Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы?

Кайрат Келимбетов, один из авторов идеи создания институтов развития и многочисленных фондов, непосредственно строивший “инновационную структуру” на посту министра экономики, а с 2006-го по 2008-й возглавлявший Фонд устойчивого развития “Казына”, сегодня руководит фондом “Самрук-Казына”.

Бывший заместитель председателя правления “Казыны” Асет Исекешев к должности министра индустрии и новых технологий получил пост вице-премьера, а также все отрасли Минэнерго, не связанные с нефтью и газом.

Нурбек Раев, в прошлом председатель правления АО “НИФ” (2006–2007 годы), сегодня работает вице-министром индустрии и новых технологий. Вице-министром в этом же ведомстве служит и Тимур Жаксылыков – бывший управляющий директор еще одного института развития – АО “Центр маркетингово-аналитических исследований” (ЦМАИ).

Фондом недвижимости “Самрук-Казына” управляет Госман Амрин, в прошлом глава АО “НИФ”, а также АО “Фонд развития малого предпринимательства”.

Бывший глава АО “НИФ” Арман Дунаев с должности зампреда ФНБ “Самрук-Казына” возглавил совет директоров БТА Банка. Председателем правления АО “национализированного” АльянсБанка работает Максат Кабашев, ранее трудившийся на постах зампреда АО “Казына”, АО “НИФ”, а также председателем АО “ИФК”.

Ерлан Аринов, ранее возглавлявший АО “ЦМАИ”, а затем работавший управляющим директором АО ФУР “Казына”, теперь руководит госкорпорацией по развитию и продвижению экспорта KAZNEX.

И так далее…

Безусловно, накопленный опыт внедрения новых технологий, создания передовых отраслей и прочей модернизации очень поможет всем перечисленным чиновникам выполнить задачи, поставленные главой государства. Или сразу начать с плахи?

Институты развития НЕ участвовали практически ни в одной из государственных программ развития отраслей промышленности.

“Казына” ни тиына не выделила на Программу развития нефтехимической промышленности на 2008–2013 годы, Программу развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003–2010 годы, Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов РК на 2009–2015 годы, Программу урановой промышленности на 2004–2015 годы, Программу развития электроэнергетики до 2030 года, Программу по освоению казахстанского сектора Каспийского моря. В Программе развития газовой отрасли РК на 2007–2010 годы Банк развития Казахстана отметился участием в единственном проекте – газопроводе Узень – Жетыбай.

“Некоторые на государственные бюджетные деньги смотрят, как будто это захваченные у врага деньги – выписывают и расходуют их, как можно больше, вместо того чтобы их экономно и эффективно использовать”.

(Из выступления Н. Назарбаева на совещании 12 марта)

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ