Никотин самолету враг! - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+24 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Никотин самолету враг!

Никотин самолету враг!

– Недавно возвращалась с отдыха. И в самолете в туалете дым буквально стоял столбом! А ведь раньше, я помню, запрещали курить на борту. Теперь разрешили?Т. Грачева, Алматы

  • 11 Июля 2008
  • 1388
Фото - Caravan.kz

– Курение в самолете запрещено из-за повышенного риска возникновения пожара, так как на борту находится много воспламеняющихся и огнеопасных материалов, веществ, – говорит координатор по безопасности полетов АО “Эйр Астана” Галия Тулепбергенова. – Другая причина запрета: необходимость обеспечить комфортные условия полета для всех пассажиров. Далеко не всем приятен сигаретный дым.

В 2007 году в практике авиакомпании зарегистрировано  88 правонарушений среди пассажиров, из них 40 связано с курением на борту. Причем часто пассажиры предпринимают попытки покурить в туалете, а там потенциальная опасность возникновения пожара особенно велика, особенно если пассажиры бросают окурки в ящик для мусора.  У нас был случай возгорания салфеток в туалете. Туалет является изолированным помещением, и  если внутри вспыхнет пожар, система кондиционирования воздуха воздушного судна будет способствовать распространению огня и дыма в пассажирский салон и кабину экипажа.  

Самолет сгорит как спичка

Пламя в самолете распространяется очень быстро – этому способствует форма фюзеляжа, создающая эффект трубы. Люди на борту воздушного судна при пожаре чаще гибнут не от высоких температур, а от ядовитых газов, которые выделяют полимеры, входящие в состав внутренней обшивки салона и изоляции проводов. Конструкция самолета выполнена из сплавов алюминия, температура ее воспламенения – 1000 градусов Цельсия. Однако, если возгорание металла произошло, потушить пожар будет очень сложно, самолет вспыхивает, как “бенгальский огонь”, и полностью сгорает за 30–40 минут.

Кроме того, существует и техническая причина запрета курения на борту самолета. В 1992 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) опубликовала данные о негативном влиянии  табачного дыма на  оборудование самолета. Эксперты выяснили, что “отложение смол и других компонентов табачного дыма на борту воздушного судна оказывает неблагоприятное влияние на аварийные кислородные маски и может привести к загрязнению систем жизнеобеспечения”.

Дым унюхает прибор

К сведению курильщиков: курение в туалете самолета не останется незамеченным. По словам заместителя начальника отдела гарантии качества авиакомпании Алексея Плиско, датчики дыма дают сигнал о появлении дыма в кабину экипажа или бортпроводникам.

– В случае курения на борту воздушного судна оформляется акт с участием  понятых и подписью самого курившего, – говорит менеджер по обучению Владислав Багранов. – На основании данного акта  можно обратиться в  линейный отдел внутренних дел с заявлением о привлечении пассажира к административной ответственности. По решению капитана воздушного судна вызывается наряд полиции в аэропорту прибытия. Экипаж заполняет необходимые документы и формы (в Казахстане это объяснительные), и пассажир передается в руки полиции прямо на борту.

Что касается наказания, то к курильщикам применяется статья 459 Кодекса об административных нарушениях РК, согласно которой нарушитель, закуривший в городском транспорте или на борту воздушного судна, платит штраф – в среднем около 300 тенге. Для сравнения: за курение на борту воздушного судна британское законодательство предписывает штраф до 2,5 тысячи фунтов (около 5 тысяч долларов). В Японии аналогичный штраф равен 500 тысячам иен (около 4,8 тысячи долларов).

По информации юридического департамента авиакомпании, на международных рейсах курильщики платят штраф согласно законодательству страны пребывания. Были случаи, когда наши граждане курили на рейсе Алматы – Лондон и по прилете платили британский штраф за курение.

Кстати, наши авиаторы тоже уже внесли в Министерство транспорта и коммуникаций свои предложения по ужесточению наказания и приведению его в соответствие с международной практикой.

Елена КОЭМЕЦ