Впрочем, это лишь подтверждает масштаб его личности. Сам же Никита Сергеевич старается следовать совету Льва Толстого — «делай, что должно, и будь что будет». Главное, он ни в коем случае не намерен ставить точку в своей фильмографии. Рассказывают «Новости культуры». С тех пор, как в 18 лет он прошагал по Москве, взрослеть ему точно пришлось на глазах у страны. Про него знают, кажется всё и все: внук художника Кончаловского, правнук художника Сурикова, сын автора гимна, на экране — и свой, и чужой. То комдив отдает честь пионерам, то руку уже царь-батюшка вскидывает. Но когда вдруг спел про шмеля, за ним, уже кажется, закрепилось — барин приехал.
В его Паратова влюблялись, поклонницы писали, что хоть бы денек, но с таким. Когда играет, то говорят, играет немножко себя. Когда снимает, тоже влюбляется в актера, актрису, во всех тех, с кем не просто работает на съемках, будто ватой обкладывает. Народный артист России Олег Меньшиков рассказывает: «Комфортнее творчески я не чувствую себя ни у одного другого режиссера, он в какой-то момент почувствовал, поймал индивидуальность. Для режиссера вообще редкое качество — поймать индивидуальность актера. Вот он когда-то поймал. Если бы не фильмы Михалкова у меня бы не было такой известности».
Актер у Михалкова всегда по имени-отчеству и всегда прав. Даже если сделано уже 12 дублей, а Адабашьяну все никак не дается сцена в фильме «Пять вечеров». Александр Адабашьян, кинодраматург, художник и актер, рассказывает «Сам чувствую лажа, но: "Стоп, снято!". Кидается ко мне режиссер: "Замечательно, потрясающе все снято!". Тут уныло бубнит Лебешев из-за камеры: "У нас камеру качнуло". "Старичок, извини, но видишь, что делается. Давай еще дублик сделаем. Замечательно было, но раз уж переснимаем, давай вот…". И так все время: то картина за моей спиной криво висела, то ассистент по реквизиту говорит, что в прошлом кадре не так чашка стояла».
Как режиссер Никита Михалков в кино вошел шумно, шутя и играя, как сам признается, с фильмом, который для целого поколения станет культовым. Про этого дебютанта критика скажет — уверенный, не просто поезд остановит, даже Калягина переубедит. Заставит его похудеть, измениться и сняться в роли Платонова в «Неоконченной пьесе для механического пианино», одной из лучших его ролей. В фильме пронзительном и надрывном, по такому любимому Михалковым Чехову.
«Это назначение Никиты опять заставить меня поменяться, это дар его, конечно, — говорит народный артист России Александр Калягин. — Не только меня. Я видел, как он работал со стариком Кадочниковым. Мы все были одной группы крови, среднего возраста. А что такое старик Кадочников, который впал в такую же молодость и слушал Никиту, корифей кино!».
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» в советских журналах критиковали, «Очи черные» с Мастрояни, с триумфом прошедшие в Каннах, у нас упрекали в буржуазности. За «Пальмой» во Францию Михалков вернется не раз, так и не сорвет это каннское золото, но Венеция ему подарит «Льва», Америка – «Оскара». Сам Никита Сергеевич признается, что все эти годы оставался верен себе. «Что для меня очень дорого, — говорит Михалков, — к моему 60-летию мои товарищи из Фонда культуры собрали мои интервью за 40 лет. Когда мне принесли этот фолиант, я подумал: "Елки-палки, что же я там, наверное, наговорил 40 лет назад". Начал с опаской это читать. Я не отказываюсь ни от одного своего слова».
В Москве Михалков возродил кинофестиваль, придумал «Золотого орла», Союз кинематографистов ему то аплодировал, то скандал учинял. За все это его обожают, и за это же кто-то не любит, но главное, все равно ждут его фильмов. Он заканчивает монтаж «Цитадели», в планах – экранизация рассказа Бунина «Солнечный удар» и фильм о жизни и гибели Александра Грибоедова.
Источник: телеканал Культура.