Никита Ефремов не просит выслать ему вопросы за неделю до интервью, не ограничивает разговор 15 минутами, ссылаясь на плотный график съемок, и даже готов перекрикивать играющую в лондонском пабе музыку, склонившись над диктофоном. Вместо воздушного замка, "жителями" которого нередко становятся молодые и востребованные, он демонстрирует впечатляющий багаж знаний, играючи цитирует то Шекспира, то Гребенщикова, одинаково хорошо разбирается в новомодных сериалах и работах классиков кино. Если Ефремов не Бенджамин Баттон, то через несколько лет его эрудиция в сочетании с талантом вполне смогут стать катализаторами развития отечественной кино- и телеиндустрии. А пока мы обсудили с выпускником Школы-студии МХАТ, актером "Современника" и исполнителем главной роли в новом проекте "Лонdонграd" российские сериалы, особенности театрального образования, профессиональные стремления и многое-многое другое.
Как ты относишься к сериалам?
Все зависит от сериалов. Ты сама наверняка смотрела какой-нибудь Breaking Bad ("Во все тяжкие").
Да, но это не российский проект.
Все равно это сериал. Мне кажется, что в идеале телефильмы не должны отличаться от кино. Это абсолютно та же история, просто рассказана подробнее. А по качеству и продуманности хорошие сериалы, например True Detective ("Настоящий детектив"), фильмам не уступают. Другой разговор, что каждая страна заслуживает свои сериалы.
"чем дольше ты проживаешь, тем лучше играешь. Чтобы быть хорошим актером, надо уметь сочно жить"
Как ты понял, прочитав сценарий "Лонdонграdа", что это потом не стыдно будет показывать?
Я не знаю, как это будет. Абсолютно непредсказуемая вещь: в России еще не научились выверять успех. Вроде бы все цеха работают, и режиссер хороший, оператор на высоте, а все равно бывает, что-то не срастается. У нас на "Лонdонграdе" сейчас, например, отличная команда, работаем дружно, и очень хочется, чтобы все получилось! Потому что история, которую мы собираемся рассказать, достойна успеха.
"Лонdонграd" точно отличается от большинства российских сериалов, которые почему-то повально посвящены бандитам.
Наверное, это потому, что в России много бандитов.
Но сериалы-то плохие.
Кто сказал, что они плохие? Тебе неинтересно, а вся страна смотрит, потому что у них в жизни все эти истории происходили.
Одно дело — происходило или нет, а другое — как эти сериалы сделаны. Сняты как будто на iPhone.
Их могут снимать даже на iPhone: люди будут смотреть, потому что нет особой конкуренции. Дело даже не в деньгах, а в отсутствии у нас системы. Вот мы сегодня снимаем сцену на рынке. Понятное дело, что Лондон — это уже дорого. Но по реакции англичан я вижу, что они к такому не привыкли: если снимать на улице, то ее надо перекрывать. Скорсезе почти всего "Волка с Уолл-стрит" снял на хромакей, а деньги вбухал в графику. Я бы очень хотел, чтобы мы пришли к системе в кино, но как однажды процитировал кого-то из "верхушки" замечательный сценарист Юрий Арабов: "Все хорошее в России — внесистемно". Мы уже научились делать красивую обложку, но что за ней? Есть приятные исключения: Урсуляк, Тодоровский и так далее — мы их все знаем. А говорить что-то конкретное о "Лонdонграdе" я пока не хочу, боюсь сглазить.
Работа вдали от дома — плюс или минус?
В случае с Лондоном — минус, потому что хочется погулять, посмотреть, а приходится работать! (Смеется.) Естественное желание для человека, который до этого в Лондоне был один раз.
Какие съемки оставили самое приятное впечатление?
Очень нравятся съемки у Урсуляка в "Тихом Доне". Все время на лошадях. Ты на лошадях кататься не пробовала?
Нет.
Совсем другое мироощущение. Все-таки конь — живое существо, может тебя скинуть, надо все время с ним общаться. Пока учились, ходили на лошадях к берегу Дона — фантастика.
А неприятные съемки?
Самое неприятное и сложное в профессии — это ждать. Кино — искусство ожидания.
Кто задает настроение на площадке?
Кто хочет.
То есть не всегда это зависит от режиссера?
Не всегда, конечно. Есть видео со съемок "Бесславных ублюдков", там ассистентка с хлопушкой каждый раз перед новым дублем несла совершенную ересь: "Как вы мне все надоели! Кадр один, дубль один". Понятно, что настроение в этот момент задавала она.
Ясно, что всегда важно, с каким режиссером предстоит работать. А насколько для тебя важны партнеры по площадке?
Я всегда интересуюсь, с кем буду играть, но никогда не отказывался от проекта из-за участия какого-то актера.
А наоборот было? Предположим, тебя что-то смущает в сценарии или даже в режиссере, но соглашался из-за возможности сыграть вместе с тем или иным актером?
Если бы довелось сыграть хотя бы одну сцену с Джеком Николсоном, я бы, естественно, на любой проект согласился.
Приходится отпрашиваться из театра на съемки? Там вообще в курсе, где ты?
Театр, конечно, в курсе. Есть свой процесс, иногда приходится уговаривать, но вообще это не так интересно, чтобы долго рассказывать.
Как расставляешь приоритеты между кино и театром?
Если в театре говорят, что в такие-то сроки я им нужен, то я буду. Театр в приоритете.
Кино и театр вообще две совершенно разные вещи. Что между ними общего и как театральная школа помогает в кино?
Мне трудно сравнивать. У нас актеров воспитывают в театральной школе, но глупо думать, что после выпуска они не захотят играть в кино. Я бы ввел дополнительное кинообразование, которого сейчас чуть-чуть не хватает. Одна актриса после учебы в английской театральной школе говорила, что можно сколько угодно страдать, но на съемках этого мало: надо еще понимать, где ты, а где камера.
Многие в принципе не видят смысла в театральных вузах, говоря, что человеку либо дано играть, либо нет.
Это самый сложный вопрос. Конечно, нужна какая-то жилка. Не знаю…
Тебе лично учеба что дала?
Знания. Ты же не приходишь в 17 лет учиться, будучи уже начитанным и готовым ко всему человеком. Актер — это не профессия, а скорее образ жизни, поэтому путь у каждого свой. Но определенный уровень знаний должен быть.
"Если в театре говорят, что в такие-то сроки я им нужен, то я буду. Театр в приоритете"
Тебя пока еще называют молодым актером.
Да пожалуйста.
В актерстве эпитет "молодой" напрямую ведь не связан с возрастом.
Связан, поскольку чем дольше ты проживаешь, тем лучше играешь. Чтобы быть хорошим актером, надо уметь сочно жить.
Сейчас много ролей предлагают?
Да.
А отказываешься часто?
В данный момент отказываюсь, потому что есть обязательства перед "Лонdонграdом". А вообще не веду архивы, поэтому не могу сказать, что приходится делать чаще: соглашаться или отказываться.
В личной жизни человек для себя определяет, к чему он на данный момент готов, а к чему — нет. В карьере есть что-то, к чему ты пока не готов?
(После долгой паузы.) Не знаю.
Ну а есть что-то, что дается с трудом? Кому-то петь в кадре сложно, кому-то, как твоей партнерше по "Лонdонграdу" Ингрид Олеринской, раздеваться.
Если это оправданно, если это нужно и есть желание, то все можно сделать и всему научиться.
Чему приходилось учиться специально для съемок?
Пилотированию самолета. Пилотом, конечно, не стал, но узнал, как и что там делается. Еще строевым и военно-морским навыкам.
В одном из интервью ты говорил, что хотел бы больше заниматься музыкой.
Да, ничего не изменилось. По-прежнему хочу больше заниматься ею.
"Больше заниматься музыкой" — в смысле альбом записать или создать группу?
Нет, просто чаще. Если бы здесь сейчас была гитара, с удовольствием поиграл бы.
Все в том же интервью ты говорил, что люди в большинстве своем, к сожалению, ходят в театры на фамилии актеров, а не на спектакли.
Да, но я надеюсь, что минут через 10—15 после начала спектакля это проходит. Независимо от фамилии, актер должен что-то зрителю предъявить.
В кино фамилии актеров — это важно. С продюсерской точки зрения точно.
Я в кино с продюсерской точки зрения вообще не разбираюсь.
Скажем честно: продюсерам спокойно и выгодно, когда в их проекте задействованы актеры с раскрученными фамилиями. В таком случае им можно стараться чуть меньше.
Наверное, поэтому и стараются меньше. Это ты сказала.
Вопрос в другом. Нет ощущения, что иногда приглашают фамилию, а не тебя?
Я уверен, что в некоторых случаях так и есть. Ну, Ефремов…
Знакомая фамилия, да.
Надо об этом у продюсеров спросить — внаглую и прямо.
Они всегда отшучиваются.
Я тоже иногда отшучиваюсь. Но можно отшучиваться по теме, а можно тему переводить.
Успех в кино определяется наградами и премиями?
Если взять конкретный фестиваль и отсмотреть всю программу, то можно сказать, насколько успех одной картины определен или не определен наградой. Но тот же "Оскар" для меня не показатель. Я каждый год нахожу для себя более интересные фильмы, чем те, что выигрывают.
Тебя вообще волнует, успешным с коммерческой точки зрения получился твой проект или нет?
Вообще нет.
С таким же успехом можно сниматься бесплатно у никому не известных режиссеров.
Я так и делаю. Главное, сценарии интересные присылайте. В картине "Репетиции" я снялся бесплатно. Просто понравился сценарий.
Западный опыт…
…это западный опыт.
Нам же надо к чему-то стремиться!
Как говорил Черчилль: "Русские сами себе придумывают проблему, а потом с успехом ее преодолевают!"
Мы так и будем стоять на месте, преодолевая выдуманные проблемы?..
Да.
Плохо. Надо смотреть на других и учиться.
Я смотрю на Бориса Гребенщикова и учусь у него всему. Смотрю на Федорова из "Аукциона", на Кончаловского и многих других. А вот уж сделать кинематограф — это пока не ко мне.
Кто, если не актер, должен делать кинематограф?
Только режиссер. За все отвечает он. Где-то слышал фразу: "Она уже придумала кино, ей оставалось его только снять". Мне эта реплика очень понравилась, потому что самая сложная работа, на самом деле, происходит "до".
В моей профессии есть довольно четкая карьерная лестница: сначала носишь кофе, потом тебе дают что-то написать, а в итоге все хотят стать главными редакторами. У тебя какая конечная цель?
Перестать бояться смерти.
А в работе?
Перестать бояться себя.