Вчера, 14 января, в Центральном выставочном зале Алматы открылась выставка казахстанского фотографа Никиты Басова «Точка зрения». На выставке представлено более 150 портретных фотографий, которые фотограф собирал на протяжении 10 лет. Среди фото можно увидеть снимки участников алматинской детской хоккейной команды «Стрижи», Андреа Бочелли, Майка Тайсона, Жанны Фриске, Гани Касымова, знаменитого ученого-шизофреника Джона Нэша и многих других публичных персон и спортсменов. Таким образом, Басов пытается поднять статус фотографа в Казахстане.
— Никита, вы по профессии бухгалтер, а как пришли в фотографию? Как развивалась ваша карьера фотографа?
— Когда я учился в институте, я работал с фотографией в фотосалоне, печатал снимки и потом пошло все само по себе. Так получилось, что увлекся этим делом, и понял, что не хочу быть бухгалтером, а хочу фотографировать. Плюс ко всему, это начало приносить мне деньги. Получается, сначала меня привлекло финансовое благополучие, а потом я понял, что мне нравится и сам процесс.
— Интересовались ли вы фотографией в детстве?
— В детстве я был равнодушным к фотографиям. Я не из тех, кто обожает это дело с самого детства. У меня отец, можно сказать, занимался немного фотографией, проявлял фотографии в темной комнате, печатал, но меня на тот период это мало интересовало. Но мне кажется, что вот какое-то творческое видение от отца мне все же передалось, потому что он достаточно хорошо фотографировал.
— Вы помните свою первую камеру и первые снимки? Кому вы показывали свои первые фотографии?
— Пока я работал в фотосалоне, у меня там было много всяких разных фотоаппаратов, потому что мы фотографировали и на документы, и пейзажи, и какие-то художественные фотографии делали, поэтому в моих руках было много фотоаппаратов, поэтому назвать, какой был первый – трудно. Ну, а потом я уже купил себе сам фотоаппарат и ушел с фотосалона. Так я встал на путь фотографа. И первой личной камерой, которая меня сопровождала, был фотоаппарат Canon третья модель, это был еще пленочный фотоаппарат. А сейчас у меня последняя модель Canon 1DX – лучшее, что есть у Canon.
Свои первые фотографии я всегда показываю своей жене – Аксане. Большую часть своих работ я обсуждаю именно с ней, советуюсь. Как раз-таки, начало нашей с Аксаной совместной жизни можно назвать началом моего творческого пути. Это и есть тот самый человек, которому я показывал, показываю и буду показывать свои фотографии первым.
— Какие фото наиболее важны и ценны для вас?
— Самые ценные для меня кадры, которые я боюсь потерять и все время делаю их копии – это фотографии моих детей. Все остальное я могу восстановить, перефотографировать, наработать новый материал, но самое дорого для меня – это семейные фотографии, которые я делаю не так часто.
— Какой из жанров фотографии вам наиболее интересен и почему?
— Я очень много снимаю спорт. Спортивный жанр фотографии – это мое хобби, на этом я практически не зарабатываю, а делаю фотографии, в большей мере, для себя. Это моя страсть, то, что мне интересно. Выставка, которая проходит сейчас – это мой основной профиль, который приносит мне доход, и благодаря которому я живу. Но при этом, я совмещаю портретную фотографию и спорт: фотографирую спортсменов в разных проектах. Поэтому, можно сказать, что я не ухожу от спорта, чтобы я ни делал. Спортивная фотография требует определенных навыков и определенной аппаратуры. Ведь во время движений спортсменов у тебя есть всего один шанс запечатлеть важный кадр, и это очень сложно в сравнении с постановочными фотографиями, где можно руководить человеком, которого фотографируешь, попросить его повернуться, как надо. Только с опытом ты понимаешь, что достаточно и одного мгновения, чтобы поймать тот самый кадр.
— А что для вас значит хорошая фотография, которая достойна выставки?
— Это та фотография, которая заставляет задуматься и при этом содержит в себе и ответ, посмотрев на которую сразу становится понятно, что хотел сказать фотограф, а также, конечно, чтобы было как можно меньше подписей и объяснений к фотографии.
— Мечтаете ли вы провести какую-то съемку, задумку которой пока вам не удалось воплотить?
— Это сложный для меня вопрос. Моя мечта — чтобы то направление, которое я выбрал, было более востребованным в Казахстане и таких съемок, чтобы было больше по количеству и значимости. Те съемки, что я делаю, а это: спортивные фотографии, со спортивными клубами — чтобы они были востребованными. И для меня каждый из таких проектов и будет съемкой мечты.
— Расскажите, пожалуйста, о снимках, представленных на выставке. При каких условиях делались фотографии?
— Эти работы собраны мной, примерно, за десять лет. Часть из фотографий сделаны в репортаже, когда у людей не было возможности позировать, другая часть – фотографии, о съемках которых мы договаривались, к которым готовились. Многие из них были сделаны для журналов, часть – просто мои личные задумки.
— На вашей выставке есть фотография лауреата Нобелевской премии, ученого-шизофреника Джона Нэша, про которого снят потрясающий фильм «Игры разума». Расскажите, где и когда вам удалось сделать такой кадр?
— Фотография Джона Нэша была сделана во время интервью, когда ученый приезжал в Астану на Экономический форум. Если честно, то очень мало людей обратили на эту фотографию и на эту персону внимания, потому что большинство даже не знают, кто это. Хотя на самом деле, это гениальнейший человек. И я очень надеюсь, что его фотография на выставке не останется без достойного внимания.
— Собираетесь ли вы проводить мастер-классы по фотографии?
— Я подхожу к этому вопросу достаточно серьезно, и я не хочу это делать просто так. Если я буду проводить мастер-класс, то очень хочу, чтобы люди пришли на него не зря, поэтому пока я готовлюсь. И кстати, в рамках выставки я собираюсь сделать один бесплатный мастер-класс для желающих, о котором я объявлю в социальных сетях. Посмотрим, как народ на это отреагирует. Если все пройдет успешно, то я думаю, что буду развиваться в этом.
— Как вы считаете, хороший фотограф всегда должен иметь качественный фотоаппарат или, все же, это необязательное условие?
— Хороший фотограф должен видеть. Если у тебя есть хорошая камера – это не означает, что ты хороший фотограф. В творческой профессии всегда какие-то вещи можно объяснить творческим подходом. Безусловно, если под рукой есть качественная камера, то уж лучше снять ей. Да и в любом случае, фотограф всегда найдет способ и возможность выжать максимум из того оборудования, которое у него под рукой. Я, например, часто попадаю в такие ситуации, когда чего-то не хватает, но я стараюсь обходиться тем, что имею. Просто иногда нужно немного присесть, немного прилечь, подпрыгнуть – и обязательно найдется выход и тот самый кадр. И даже с не самым лучшим фотоаппаратом в любых условиях можно сделать хороший кадр.
— Кто для вас является непререкаемым авторитетом в мире фотографии?
— Есть ряд фотографов, чья работа мне импонирует. Это французский фотограф Патрик Демаршелье, американский фотограф Ричард Аведон, немецкий фотограф Петер Линдберг, ну и Вальтер Йосс, чей стиль мне нравится и вообще сама тема работы, это фотограф из Sports Illustrated. Он снимает и портреты, и спортсменов, работает, конечно, в основном, со спортсменами. Это то, какой работы хочется мне в Казахстане.
— А среди казахстанских фотографов?
— Среди казахстанских фотографов я могу выделить себя (смеется). Есть в Казахстане достойные фотографы, это Владимир Бабкин и Жанарбек Аманкулов — это те люди, которые делают хорошие вещи.
Отметим, что Никита Басов занимается фотографией 17 лет. Его работы публикуются в крупнейших журналах страны: «Сезон» и «ДМ», Сosmopolitan Казахстан и Elle Казахстан, «Совет директоров» и «Эксперт Казахстан». В объектив Никиты Басова в разное время попадали: тяжелоатлет Илья Ильин, певец Вахтанг Кикабидзе, футболист Дэвид Бэкхем, композитор Куат Шильдебаев и байер модной одежды Лилия Рах. Басов сотрудничал с такими крупнейшими мировыми информационными агентствами, как Associated Press и «РИА Новости».
Напомним, что последний раз фотограф радовал ценителей своего искусства четыре года назад, когда в Алматы прошла его выставка спортивных фотографий.