«Никакого чувства облегчения, что я сейчас живу в России, я не испытала» - уехавшие в РФ казахстанцы о январских событиях - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Никакого чувства облегчения, что я сейчас живу в России, я не испытала» - уехавшие в РФ казахстанцы о январских событиях

«Никакого чувства облегчения, что я сейчас живу в России, я не испытала» - уехавшие в РФ казахстанцы о январских событиях

Январский кризис 2022 года, который пережила наша страна, помимо больших человеческих и материальных потерь, может негативно отразиться на миграционных настроениях в РК. Экспертное сообщество и СМИ неоднократно отмечали, что в ближайшее время стоит ожидать усиления миграционного оттока части населения из Казахстана, который в последние годы и без всяких кризисов демонстрировал тенденцию к росту.

  • 9 Февраля 2022
  • 21392
Фото - Caravan.kz

Накануне мы публиковали материал о том, как Россия способствует оттоку населения из Казахстана, и как эта уже своеобразная тенденция будет усиливаться после трагических январских событий. 

«Россия уже активно реализует меры, которые в итоге влияют на отток населения из Казахстана. Здесь имеют место все перечисленные вами меры, которые можно также оценить и как мягкую силу. Здесь и миграционные льготы, установленные указом президента, особые преференции для высококвалифицированных специалистов, и специальные туры по школам Казахстана из российских вузов.

Показателен в этом отношении российский проект «Экспорт образования», который рассматривается как приоритетный, направленный на повышение привлекательности российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшение условий их пребывания в период обучения на территории России. Согласно планам, к 2025 году число иностранных студентов в российских вузах должно вырасти до 710 тысяч и более, то есть вырасти в несколько раз в сравнении с текущими показателями. Учитывая, что на сегодняшний день в числе иностранных студентов, обучающихся в России, лидируют казахстанские выпускники, которые большей частью по окончании обучения не возвращаются обратно, эта программа, конечной целью которой заявлен экспорт российского образования и его узнаваемость, по сути, также будет влиять на отток талантливой молодежи из Казахстана», — высказала нам свое мнение отечественный эксперт-социолог Айман Жусупова.   

В продолжение этой темы медиа-портал Caravan.kz опросил молодых казахстанцев, переехавших в Россию, о том, как они переживали и следили за страшными событиями, охватившими родину. Наши собеседники (имена изменены, но известны редакции) признались, что с тревогой наблюдали за новостной лентой в эти тяжелые для Казахстана дни, но в то же время испытали отчасти некую долю облегчения от того, что в свое время покинули страну. Но так или иначе, молодые люди надеются на светлое будущее своей родины и готовы с радостью приезжать обратно в любой удобный момент.

 

Владимир Б. (Алматы → Новосибирск):

«Так вышло, что в самом начале трагических январских событий я как раз находился в Алматы. 4 января был отменен мой рейс, и я успел на один из последних вечерних поездов, отходящих из Алматы. Уже на вокзале, слыша различные слухи и разговоры, появились первые нотки тревоги, а через два дня я узнал из СМИ, что произошло нечто из ряда вон выходящее. Погромы, пожары, стрельба – вряд ли в ком-то это вызовет чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Честно – стало страшно. Ни с чем подобным я, как и многие другие, в своей жизни не сталкивался. Дело в том, что недавно я получил гражданство другого государства и, оказавшись за пределами Республики Казахстан, испытал истинное облегчение. Ведь на тот момент никто не знал, чем закончится произошедшее. От этого стало еще больше тревожно или даже обидно. Я всегда любил страну, в которой родился и вырос, и ощущение того, что подобное происходит здесь и сегодня – это большая боль и ужас.

Я постоянно поддерживал связь с родными и близкими – спасибо, что хотя бы мобильную связь оставили. Привыкли мы узнавать все молниеносно. Однако развитие событий заставило меня снова поверить в Казахстан. Народ совместно с действующим правительством достигли – не без проблем, конечно, – некоего консенсуса. Сейчас у меня нет никакого чувства тревоги, что людям там угрожает что-то ужаснее того, с чем столкнулся казахстанский народ. Я спокоен за дорогих мне людей, проживающих в Казахстане. Ну и, в конце концов, я рад, что могу снова без страха ездить в гости в страну, с которой у меня связано огромное количество теплых воспоминаний».

 

Валентина С. (Темиртау → Новосибирск):

«Помню, как проснулась утром, зашла в Insagram и в новостной ленте увидела публикации о событиях, происходивших по всему Казахстану, о том, что по всей стране отключили интернет. Помню, что поначалу не поверила и решила написать своим родным, но ни до кого сообщения не дошли. Тогда я начала переживать за своих близких, которые находятся в Казахстане. За обстановкой следила постоянно, читала новости, ждала, пока кто-нибудь из родных выйдет на связь.

Как такового чувства облегчения не возникло, но мне об этом сказали несколько знакомых: мол, как хорошо, что ты сейчас не там. Да и в моем родном городе, к счастью, все было тихо и спокойно.

В Казахстан возвращаться насовсем не собираюсь, приехать погостить на неделю – можно. Там живут мои родители».

 

Ильяс Ф. (Усть-Каменогорск → Новосибирск):

«Я испытывал страх за своих друзей и родных. Переживал, чтобы с ними ничего не случилось в это время. На моих гражданских или патриотичных чувствах это никак не отразилось. Один лишь страх, что из-за агрессивно настроенных людей могут пострадать невинные.

Хочется приехать в Казахстан, повидать родных и друзей. Как показывает горький опыт, надеяться всегда нужно на лучшее, но готовиться к худшему». 

 

Владислав Ю. (Павлодар → Новосибирск):

«Было понимание лишь того, что кто-то умело превратил мирные митинги в попытку переворота. Как только появляется повод – все выходит в свет.

За событиями я особо не следил, потому что сам никак на это не влиял, ну и была какая-то уверенность — за неделю все наладится.

Такая страшная трагедия, на мой взгляд, может произойти в любой стране, что нам показали события в Украине и Беларуси. Тут к слову будет фраза: «Хорошо там, где нас нет».

Казахстан – одна из самых быстро развивающихся стран постсоветского пространства, и уверен: с умелым руководством может попасть в 30-ку ведущих экономик мира».

 

Элина Б. (Семей → Санкт-Петербург)

«Январь был очень тяжелым месяцем для Казахстана. Получилось застать все воочию, находясь в этот период времени на родине. Наш город это не обошло стороной, было очень страшно за родных, которые живут поблизости с эпицентром событий. Из-за произошедшего моя любовь к Родине словно стала больше в десятки раз.

Первое время было невозможно уследить за новостями, так как нас лишили интернета, и многие операторы связи не работали. Я не могла даже позвонить родителям. После наладки связи и интернета я стала отслеживать все новости, все изменения, что происходят в государстве по сей день.

Но даже если бы я не находилась в этот момент в Казахстане, я не думаю, что мне было бы легче, ведь здесь все мои родные – родители, сестра, друзья.

Могу сказать прямо: страна, в которую мы переехали, сама во многом не стабильна, просто есть моменты, в которые ты чувствуешь себя гораздо спокойнее, чем в Казахстане.

Судя по реформам, на которые государство нацелилось после январских событий, я верю в светлое будущее свой родной страны, верю в казахстанского президента – он очень импонирует мне. Хотелось бы, чтобы у него получилось изменить страну к лучшему. Конечно же, я планирую приезжать в Казахстан навещать родных, но не жить там на постоянной основе».

 

Альфия Х. (Семей → Омск):

«Переживала, следила за новостями и постоянно поддерживала связь с родными. Особенно было больно смотреть на Алматы. Было страшно за детей в стране.

Никакого чувства облегчения, что я сейчас живу в России, я не испытала. Это родные места. Было очень больно и страшно.

Хочется верить только в самое лучшее и светлое, что грядущие изменения оправдают ожидания и надежды казахстанцев. И главное – чтобы люди оставались людьми».