Ничто не вечно под луной - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ничто не вечно под луной

Ничто не вечно под луной

Вчера в сценарий государственного развития вкралась тактическая ошибка. Ни с того ни с сего премьер-министр подал в отставку. Конечно, он нашел аргументы, чтобы обосновать свое решение, но они показались малоубедительными.

  • 12 Июня 2003
  • 1541
Фото - Caravan.kz

Если бы он сделал это три недели назад, когда решался вопрос о доверии правительству, то это был бы бесспорно сильный шаг. Теперь же отставка премьера вызывает больше недоумения, чем понимания.
На этом посту Имангали Тасмагамбетов находился 16 с небольшим месяцев. Не так уж и много. Хотя, когда последовало назначение, некоторые эксперты отмечали, что «он надолго. Премьерский жезл ему вручен на вырост». Во время своей первой встречи с журналистами Тасмагамбетов вкратце обрисовал свои задачи: «На какой бы должности я ни находился, я буду проводить политику президента, направленную на социально-экономическое развитие нашей страны». Сам Нурсултан Назарбаев, представляя Имангали Тасмагамбетова парламенту, охарактеризовал его так: «Уверен, что он будет руководить правительством, исходя только из государственных интересов, сможет обеспечить углубление экономических реформ и организует слаженную работу всех министров».
Тогда же директор Института СНГ Константин Затулин увидел в отставке предыдущего кабинета и оперативном назначении нового премьера наступление новых реалий в Казахстане. В частности, усиление национального начала, которое может негативно сказаться на отношениях между Казахстаном и Россией.
Политологи вообще склонны искать черную кошку в темной комнате, тем более, когда ее там нет. И назначение премьера — слишком мало для того, чтобы изменить внешний политический курс. Другое дело — изменить внутреннюю политику. Но и она особенно не могла поменяться с назначением Тасмагамбетова на должность главы кабинета министров. Потому что назначенец задолго до взлета своей карьеры как-то однажды сказал: «Я бы никогда не стал сегодняшним Тасмагамбетовым, если бы не президент… Даже то, что я могу сегодня высказывать собственные суждения — это результат воспитательного эффекта, вложенного в меня президентом… Я научился у него собственным оценкам ситуации. Я — продукт Назарбаева…»
За то время, что Имангали Тасмагамбетов находился у руля исполнительной власти, ничего экстраординарного не произошло. И тот кризис власти, который предрекали некоторые пророки, не случился. Все шло как по накатанному: рос ВВП, пополнялся Национальный фонд, укреплялась социальная политика государства (все-таки не так давно премьер защитил диссертацию, посвященную формированию социальной политики государства в условиях транзитной политической системы). Откровенных провалов со стороны Тасмагамбетова никто не заметил, хоть он и не хозяйственник, и не экономист. Может быть, потому, что ему удалось собрать в команду профессионалов. В частности, его заместителями были два экономиста — Александр Павлов и Карим Масимов, а также юрист Баурджан Мухамеджанов, имевший богатый опыт работы в правительстве и в администрации президента Казахстана.
Так что же могло подтолкнуть его к отставке? Формально — недоверие большинства парламентариев, несмотря на благоприятный исход голосования по вотуму доверия. Настоящая же причина вслух не произнесена. И ее знает только ограниченный круг «доверенных» лиц.
За это время президент ни разу публично не стегал премьера, не предъявлял ему ультиматумов — лишь иногда раздавалась мягкая, почти отеческая критика. Однако «мужской разговор», по некоторым данным, все-таки случался. Но о его предмете, разумеется, никому достоверно неизвестно. Президенту могла не нравиться чрезмерная «мягкотелость» премьера, его стремление никого не обидеть, не задеть чьих-либо интересов. Масла в огонь наверняка подливало и «кремлевское» интриганство: в кресле премьера или хотя бы в числе приближенных к нему хотело бы оказаться немало чиновников.
Теперь вопрос стоит иначе: кто окажется ближе президенту? На ком он остановит свой выбор? Кому доверит сделать то, что не доделал или не смог сделать Тасмагамбетов?
Выбор, как всегда, широк. В числе «номинантов», которые уже продолжительное время находятся в резерве, Зейнулла Какимжанов, Виктор Храпунов, Григорий Марченко. Хотя каждый из них на циркулирующие слухи вокруг назначения всякий раз подчеркивают, что и на нынешнем своем посту прекрасно себя чувствуют. В поле зрения попадают также две темные лошадки, на которых публика ставит очень охотно: Сарыбай Калмурзаев и Ахметжан Есимов. Пика своей карьеры Сарыбай Калмурзаев достиг, когда возглавлял Государственный комитет по управлению госимуществом, потом ушел в аппаратную работу- имя стало мелькать меньше, но влияния стало больше. Говорят, президент охотно прислушивается к тому, что говорит Сарыбай Султанович. Ахметжан Есимов, министр сельского хозяйства в последнем составе правительства, однако, имеет неоспоримо большие шансы на высокое назначение. С президентом его связывают очень близкие и доверительные отношения. На какой бы должности Ахметжан Смагулович не находился, он всегда чувствовал себя уверенно. Был Государственным секретарем, первым заместителем премьер-министра. Теперь можно стать и премьером.
Как известно, ни Тасмагамбетов, ни его предшественник Токаев не имели экономического образования, а Ахметжан Есимов, между прочим, кандидат экономических наук. В государстве, переживающем переходный период, все-таки логичнее на месте премьера видеть экономиста.
Впрочем, здесь конкуренцию Есимову может составить Александр Павлов, пока еще не расставшийся с привычным портфелем заместителя премьер-министра и министра финансов одновременно. «Старая гвардия», так сказать, могла бы получить по заслугам. Единственное, что смущает в кандидатуре Павлова — это то, что в 1998 году прозвучали в его адрес обвинения в лоббировании теневого импорта, когда он якобы предоставлял льготы отдельным компаниям. Продолжения та история не получила, но репутация была подмочена. Если президент будет рассматривать кандидатуру Павлова, то вряд ли вспомнит об этом эпизоде.
В числе претендентов на премьерство могли бы оказаться молодые и перспективные экономисты — тот же Кайрат Келимбетов, возглавляющий ныне министерство экономики и бюджетного прогнозирования, или финансист Ураз Джандосов, не так давно ставший помощником президента. Однако их ресурс еще слишком велик, чтобы получить уже сегодня то, к чему другие идут десятилетиями. Поэтому, скорее всего, выбор будет сделан среди представителей «среднего поколения», к коим относятся и Есимов с Павловым.
Эта неожиданная отставка Тасмагамбетова и его команды внесла коррективы в размеренную политическую жизнь, которая с начала лета «уходит в застой».
Теперь чиновникам нужно позабыть про отпуска. В ближайшие две недели после назначения нового премьера последуют назначения всех министров и их замов. Активизируются партии, поскольку многие из них хотели бы увидеть в числе назначенцев своих товарищей. Так что лето для многих пропало. Но оно не пропадет даром для политического процесса — осенью начнется новый политический сезон с уже готовой командой исполнителей. И вот тогда мы, возможно, узнаем, почему в отставку ушел Тасмагамбетов.