Напомним, в конце января 2008 года правительственная комиссия огласила результаты расследования взрыва на шахте. Специалисты определили стопроцентную вину работодателя в гибели горняков. Были обозначены и персоналии: начальник участка № 2, главный инженер, главный технолог шахты. А также юридическое лицо – АО “Арселор Миттал Темиртау”. Выводы комиссия делала на основании изучения технической документации, показаниях очевидцев, доводах медиков и экспертов. Однако, чтобы определить степень ответственности виновных, нужно было попасть в забой, обследовать его и найти улики, указывающие на точную причину взрыва. Но, поскольку там бушевал пожар, лаву загородили гипсовой перемычкой и стали ждать, когда пламя погаснет.
Спустя полгода после аварии сквозь перегородку были взяты образцы воздуха, который, как оказалось, все еще был насыщен ядовитыми газами. Кроме того, лава продолжала полыхать. Ничего не изменилось и по сей день. Заместитель начальника департамента по чрезвычайным ситуациям по Карагандинской области Владимир ПФАРГЕР сообщил, что приблизительная температура горения в шахте составляет 1200–1600 градусов по Цельсию. В таком пекле металл плавится, как воск. Поэтому найти какие-либо жетоны, бляшки, самоспасатели, принадлежавшие погибшим шахтерам, нереально. Судя по всему, огонь уничтожил и все следы допущенных работодателем нарушений техники безопасности.
Специалисты не исключают, что обследование вообще не состоится. Потому что такой пожар, как на “Абайской”, может погаснуть лет через 50.
А что касается угля, то в той выработке он весь выгорел. Коммерческого интереса лава уже не представляет. И, скорее всего, аварийный забой так и останется навсегда братской могилой для погибших горняков.
Караганда