Валидатор-ликвидатор
Работа перевозчиков вызывает массу недовольства у местного населения. Несоблюдение интервала, отсутствие автобусов, изношенный транспорт, который буквально трещит по швам, грубое отношение кондукторов – жалоб у актюбинцев целый вагон и маленькая тележка. У перевозчиков свои “отмазки”, мол, всё заработанное по́том и кровью уходит на ремонт, зарплаты.
Выход из непростой ситуации предложили местные власти, 2 месяца назад объявив, что в автобусах будут устанавливаться валидаторы. Население бросилось закупать транспортные карты. Как и обещали, в июне начал действовать дифференцированный тариф. Стоимость проезда при наличной оплате составляет 150 тенге, при безналичной – 80.
Ожидание и реальность
Компании-перевозчики от нововведения только в плюсе: наконец-то они могут узнать реальную финансовую картину. Поток денег будет прозрачен, и никто не скажет, что на нормальную работу у автопарков нет денег. Теперь их должно хватать не только на зарплату сотрудникам и топливо, но и на покупку автобусов.
Не прошло и дня, как работники ТОО “ПАТП” коллективно сошли с линии. Тандем “водитель – кондуктор” не устроила новая система оплаты.
– У нас больше 50 автобусов в нерабочем состоянии. На них нет запчастей. Раньше водители откладывали на запчасти из своих денег, потому что работать надо, план сдавать. А как ввели карточную систему, налички толком не остается. Нам предложили зарплату – 50 тысяч тенге. Как на них прожить? В день мы сдаем примерно 60–70 тысяч тенге по транспортным карточкам. Встаем в 5 часов утра, работаем и в жару, и в мороз, а получаем копейки из тех денег, что платят наличкой. Поэтому мы требуем, чтобы повысили нам и водителям зарплату до 250 тысяч тенге, – озвучила требования кондуктор Гульшат ЕСТАНОВА.
Руководство ТОО признало, что компания не первый год работает в убыток и нуждается в серьезной финансовой поддержке.
– Мы несем большие расходы на запчасти, ГСМ и зарплату водителей. Долгов у нас накопилось на 1 миллиард тенге. При трудоустройстве к нам кондукторы и водители соглашались на небольшой оклад, так как знали, что смогут заработать сверх плана. Они скрывали реальный пассажиропоток и доход. Поэтому и недовольны переходом на электронные деньги. Мы планируем всех кондукторов зачислить в штат с окладом 50 тысяч тенге, кроме этого они будут получать бонусы от оплаты с транспортных карт с удержанием всех налогов. Если система оплаты будет прозрачной, пойдет субсидирование, улучшатся условия пассажирских перевозок, – прокомментировал ситуацию директор ТОО “ПАТП г. Актобе” Куанышкали ГУБАЙДУЛИН.
Не наглейте
На следующий день начали бастовать сотрудники ТОО “Автопарк”. Требования – аналогичные.
– У нас мизерная зарплата, но и ее не видим уже 2 года. План сдаем, а остальное, что остается с наличных, тратим на топливо и зарплату кондукторам. Без налички – никак. Никто не хочет так работать. 70–80 процентов пассажиров оплачивают картами. Нам оставшихся денег даже на солярку не хватает. Как семьи кормить? Мы требуем, чтобы сделали однодневную зарплату стабильной. В других городах такая система внедрена давно, и с зарплатами у наших коллег там всё в порядке, – возмутились водители.
Официальный представитель ТОО “Автопарк” Руслан ЖИЛКАМАНОВ считает, что сотрудники против внедрения дифференцированного тарифа из-за того, что больше не могут присваивать себе выручку.
– Это началось после того, как мы стали пресекать факты присвоения денег водителями и кондукторами. Они всю сумму забирали домой и не приносили в кассу. Так делала бо́льшая часть водителей. После установки системы электронного билетирования нам стало видно, сколько денег поступает. Водителям это, конечно, не понравилось, начало нарастать возмущение. Сейчас установлены трое инициаторов забастовки. В отношении них будут приняты меры.
Раньше водители получали по 100–150 тысяч тенге, сейчас зарплата – 200 тысяч. Когда начнется субсидирование убытков, рассмотрим дальнейшее повышение зарплаты, – пообещал он.
На этом и разошлись.
Пока шло разбирательство, горожане часами стояли на остановках в ожидании автобусов, а частные службы такси взвинтили цены в 2–3 раза.
АКТОБЕ