Общественные советы появились в Казахстане в 2016 году. Предполагалось, что они станут рупором мнения народа, действенным механизмом взаимодействия власти и граждан. Но за редким исключением миссия и цели остались нереализованными.
При каких-то госорганах, особенно в регионах, эти советы были сформированы из лояльных к власти депутатов и аксакалов, а где-то власти просто игнорируют заседания советов.
С учетом всех нюансов министерство по делам религий и гражданского общества РК разработало поправки в Закон “Об общественных советах”.
– Согласно предложенным изменениям будут пересмотрены процедуры избрания, ротации в составе общественных советов, увеличение представленности гражданского сектора в советах до 80 процентов, а также материально-техническое обеспечение их деятельности, – перечислил вице-министр по делам религий и гражданского общества Абзал НУКЕНОВ.
Так, например, госорганы будут нести дисциплинарную ответственность за несвоевременное информирование членов общественных советов. А на тех чиновников, кто часто грешит отписками и даже игнорирует граждан, члены общественных советов будут вправе жаловаться в вышестоящие инстанции.
Уйдет в небытие и статичность: избранных в общественные советы, если те не исполняют свои обязанности, смогут менять как госорганы, этот совет создавшие, так и сами сотоварищи.
Члены различных общественных советов, приехавшие на встречу с руководством профильного министерства, предложенную редактуру в целом одобрили. Но, как водится, внесли ряд своих замечаний. Дарига Назарбаева возглавила общественный совет МИД РК
– Вызывает вопросы норма о том, что членом общественного совета не может быть человек, злоупотребляющий алкоголем, страдающий иной зависимостью. Определяется это посредством справки. А что если человек стал злоупотреблять после? Его что, каждые два месяца проверять? – недоумевает директор исследований “Сандж” Жанар ДЖАНДОСОВА.
Присутствовавший на встрече директор частного учреждения “Экспертный институт Европейского права и прав человека” Марат БАШИМОВ назвал эту норму, а также требование с каждого члена совета справки о несудимости дискредитацией, противоречащей Конституции.
– В законе четко прописано, что если судимость погашена, то человек считается несудимым. Вон президент Украины Порошенко трижды судим был. И ничего! А у нас все еще по каждому поводу требуют эти справки, – возмутился он.
Как выяснилось, негативно на деятельности общественных советов сказывается запрет на использование смартфонов в госучреждениях. Как рассказала депутат маслихата города Уральска Алия САЛИЕВА, общество просто не знает о том, что делают советы.
– Заседания советов проходят чаще всего в госорганах. И там действует запрет на использование смартфонов и Интернета. То есть собрание прошло, мы что-то решили, но осветить это оперативно не можем. Девочки, которые там сидят, честно признаются, что им в Интернет можно выходить только из приемной, и то если секретарь разрешит. Это в области, про районы я вообще молчу… – обрисовала ситуацию женщина.
Как выяснилось, касается эта проблема и центральных госорганов. Председатель общественного совета минсельхоза РК Михаил ТРОШИХИН признался, что именно запрет на смартфоны “похоронил” целую группу “Что и зачем в АПК?” в “Фейсбуке”: в рабочее время наполнять ее информацией нельзя, а после работы у всех другие заботы.
Выслушав замечания общественников, Абзал Нукенов пообещал их внимательно обдумать и по возможности включить в готовящийся законопроект. Как заверил чиновник, никто торопиться с поправками не будет, основная задача – сделать общественные советы по-настоящему сильным и независимым рупором гражданского мнения. И ради этого минрелигий готово проводить столько встреч и совещаний, сколько потребуется.
АСТАНА