Ни пуха, ни пера… - Караван
  • $ 524.75
  • 540.6
-13 °C
Алматы
2025 Год
9 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ни пуха, ни пера…

Ни пуха, ни пера…

При нынешнем положении дел занесенную в "Красную книгу" еще в СССР дрофу-красотку скоро можно будет лицезреть лишь в энциклопедиях да памятных серебряных монетах серии "Красная книга Казахстана", посвященной редким и исчезающим видам животного мира республики.

  • 13 Июня 2005
  • 1778
Фото - Caravan.kz

В Казахстане некогда очень многочисленная популяция одной из двух разновидностей дроф — дрофы-красотки — резко сократилась еще к 1980-м годам, сохранившись в основном на территории Уральской и Актюбинской областей.
Современное состояние дрофы в Казахстане остается неясным и по сей день. По одним источникам, здесь сохраняется два основных района обитания дроф: в Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях. По другим источникам, дрофа сохранилась в крайне малом количестве и почти не встречается за пределами Западного Казахстана — за исключением нескольких особей, отмеченных в Наурзумском и Кургальджинском заповедниках, где в настоящее время гнездится всего по 2-3 пары.
Причин столь грустных тенденций несколько. Это и распашка земель, отравление химическими препаратами при обработке полей, и, конечно, браконьерство — к несчастью для этой благородной птицы, у нее очень вкусное мясо.
Огромный урон популяции был нанесен с освоением целинных земель, когда дрофа была вытеснена со многих исконных мест обитания. Некогда сплошной ареал в настоящее время разобщен на отдельные участки.
Гибельно для птицы и ее тяготение к сельскохозяйственным землям, в результате чего происходит массовая гибель кладок и птенцов от работающей техники, от скота, от пастушеских собак… Все это значительно ограничивает рост численности вида.
По мнению биологов одним из путей хотя бы поддержания популяции дроф может стать искусственное разведение с последующим выпуском их в природу. Однако в Казахстане этот путь спасения птицы даже не обсуждается на серьезном уровне. Поэтому нам особенно стоит поблагодарить наших российских коллег. В соседней Саратовской области имеется дрофиный питомник, результатом деятельности которого, вероятно, и является нечастое гнездование дрофы в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях.
Может быть, это проще — сделать вид, что все не так плохо. Ведь о том, сколько дрофы-красотки осталось в республике, не знает никто — ни государственные, ни международные, ни неправительственные организации, занимающиеся охраной животного мира.
По самым противоречивым оценкам численность дрофы-красотки на территории Казахстана за последние тридцать лет сократилась в пять-десять раз.
Каждую осень в Казахстане открывается сезон охоты на них. Однако простым смертным такая забава остается недоступной. Лицензии на отстрел получают VIP-персоны — шейхи и принцы из Объединенных Арабских Эмиратов и Королевства Саудовская Аравия.
Сопровождают и охраняют охотников помимо собственной свиты сотрудники МВД и КНБ, Института зоологии и инспектора местных территориальных управлений по госконтролю за животным и растительным миром. За каждую добытую дрофу арабские охотники готовы заплатить по полторы-две тысячи долларов.
В среднем размер квот на добычу дроф-красоток колеблется от 300 до 400 лицензий ежегодно в зависимости от количества охотников. При этом, как говорят, Институт зоологии дает биологическое обоснование охоты и устанавливает квоты исходя из численности особей дрофы в республике. Более того, заключение института проходит экологическую экспертизу в комитете лесного, рыбного и охотничьего хозяйства.
И только после этого обоснование института вместе с итогами экспертизы комитета отправляют в правительство. Там и принимается окончательное решение о том, кому и сколько лицензий выдать. Почему вообще ведется отстрел краснокнижных животных в Казахстане — разговор отдельный, но как при таком декларируемом контроле остается невыясненным истинное количество дрофы в республике — непонятно. Или все делается на глазок?
Почему представители Эмиратов обращаются с просьбой к руководству противочумной службы Минздрава Казахстана (!) поручить эпидемиологам во время традиционных объездов отдалённых эпидочагов вести подсчёт птицы? В результате в Атырауской области в прошлом году зарегистрировано лишь двадцать случаев встречи с дрофой-красоткой. Причем, понятно, что это не число особей, так как встречи могут происходить с одной и той же птицей несколько раз.
Два года назад был отмечен еще один весьма симптоматичный случай. На протяжении восьми дней подданные Саудовской Аравии искали в степях южных районов Актюбинской области дроф-красоток. Причем арабов сопровождали представители института зоологии Казахстана и егеря, которые исследовали местность нескольких районов области для проведения соколиной охоты. Так вот за восемь дней экспедиционеры даже не заметили ни одной дрофы.
Относительно недавно один из арабских шейхов выразил желание организовать в Жамбылской области охотничье хозяйство, где можно будет выращивать дрофу и охотиться на нее. Однако время идет, а инициатива так и остается на стадии проекта.
В 2003 году в Парламенте республики были инициированы слушания по вопросам охраны редких и исчезающих животных. Уже тогда говорилось о необходимости создания Государственной целевой программы по изучению и сохранению редких и исчезающих видов растений и животных. Ее реализация позволила бы распределить реально усилия по изучению видов, которые находятся в состоянии наибольшей вероятности вымирания. Кроме исследовательских работ, данная программа должна включать конкретные мероприятия по сохранению популяций и видов.
Особую тревогу вызвало и ежегодное выделение Правительством республики квот на изъятие и добычу редких и исчезающих видов животных, среди которых фигурирует и дрофа-красотка. Отмечалось, что эти решения зачастую не имеют под собой биологического обоснования и определяются лишь надуманными политическими мотивами. Результат этих действий, по мнению некоторых парламентариев, обладает эффектом с точностью до наоборот.
Сегодня среди приоритетных задач по спасению вида специалисты выделяют следующие — выяснить истинные численность и территориальное размещение дрофы в Казахстане, разработать приемлемый для нормального воспроизводства дрофы режим обработки сельскохозяйственных угодий, ужесточить борьбу с браконьерами… И конечно, начать программу по разведению дрофы-красотки в инкубаторах и на специальных фермах. Впрочем, учитывая положение дел, все это долгосрочная, в лучшем случае, перспектива.
К счастью спохватились сами элитарные охотники. В марте этого года было объявлено о создании в Объединенных Арабских Эмиратах центра по разведению и изучению дрофы-красотки…