Ни дворян, ни проституток. Как Российская империя проводила перепись населения в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ни дворян, ни проституток. Как Российская империя проводила перепись населения в Казахстане

Ни дворян, ни проституток. Как Российская империя проводила перепись населения в Казахстане

Перепись населения 1897 года была первой и единственной переписью за всю историю Российской империи. Проводилась она не идеально, поэтому наши степи на страницах переписи далеки от реальности.

  • 24 Мая 2023
  • 81966
Фото - Caravan.kz

Хотим, как в Европе

Провести перепись решил известный географ Пётр Семёнов-Тян-Шанский, (правда, к тому моменту он ещё не получил вторую часть фамилии и в документах значился просто как Петр Семенов).Официальным поводом для переписи называли необходимость знать точное количество подданных империи, чтобы рассчитать, сколько денег из казны нужно на реализацию социальных программ. На самом же деле всё куда проще. Пётр Семёнов-Тян-Шанский увидел, как проходят переписи в просвещенной Европе и тоже захотел устроить нечто подобное. Молодой император Николай II тоже любил все европейское, поэтому идею поддержал. На неё была выделена просто космическая сумма — 7 миллионов рублей. Если перевести их по золотому курсу на нынешние деньги, то получится около 10 млрд долларов. По результатам переписи было выпущено 119 книг.

Для быстроты обработки результатов была внедрена такая диковинка, как перфокарты. Это самая прогрессивная технология обработки данных на то время.

Но даже самые навороченные технологии бессильны перед человеческим фактором.

Переписчики не отличались ни особой образованностью, ни прилежанием.

Если в европейской части России данные были относительно достоверными, то в Центральной и Средней Азии к задаче относились спустя рукава. Во-первых, эти края находились далеко от Санкт-Петербурга, и проверять результаты никто из столичных чиновников не будет.  А во-вторых, нравы и обычаи тут для мнгих переписчиков были экзотическими и малоизученными, поэтому в бланках переписи можно было писать любую ерунду, и наверху в это поверят.

Именно по этим причинам в томах переписи 1897-го Туркестанская губерния, то есть значительная территория нынешнего Казахстана, очень далека от реальности.

Не веришь? Иди, пересчитай!

Уже первый пункт переписи не может похвастаться точностью. Указано, что в Казахстане проживает 4 931 996 взрослых человек. На первый взгляд, переписчики потрудились на славу. Но если вооружиться калькулятором и сложить все цифры по отдельным населённым пунктам, то выйдет 3 311 492 человека. То есть получилась разница в 1,6 млн. Как же так вышло?

Во-первых, в губерниях с христианским населением переписчики шли в церкви или костёлы. По законам того времени, главным документом о том, что этот человек есть на свете, была запись из церковной книги. Особые списки велись и для иудеев, которым было запрещено покидать черту оседлости. Копии этих списков можно было получить по запросу в канцелярии губернатора, то есть даже покидать столицу для подсчётов не нужно. Казахи же никаких списков не вели. В крупных населенных пунктах городской голова или сельский староста ещё мог делать какие-то записи о населении, а в отдаленных аулах было необходимо лично пересчитывать каждого.

Во-вторых, дорога к аулу тяжёлая. И переписчики решали, что лучше взять цифры с потолка, а деньги, выделенные на поездку, прогулять в ближайшем трактире. Всё равно никто проверять потом не будет.

В-третьих, кочевники к одному месту не привязаны. Вот некоторых людей и переписывали дважды, а то и трижды.

В степи развлечений немного, гостям тут всегда рады; и когда на новом месте в юрту стучался переписчик, его принимали радушно и по второму разу отвечали на те же вопросы, которые им уже задавали месяц назад.

Восток — дело тонкое

Пункт «национальность» для российских переписчиков вызывал приступы головной боли. Особым образованием они тогда похвастать не могли. Для простого обывателя любой тюркоязычный магометанин был татарином. Так в Российской империи называли даже азербайджанцев и курдов. Это было принято не только в разговорах, но и в печати. Примерно так сейчас все чернокожие в США зовутся «афроамериканцами» независимо от того, из какой именно части Африканского континента они родом.

В переписи такая вольность не допускалась.  Более просвещенная часть россиян знала, что в этой части Евразии живут киргизы. Но в Туркестанской губернии народ упорно называл себя казахами. Русскоязычным переписчикам слышалось, что кочевники зовут себя «казаками», но на уральских, а тем более кубанских казаков они были абсолютно не похожи, да и с малороссийскими  чубатыми воинами в шароварах схожести тоже не наблюдалось. Когда переписчики пытались расспросить опрашиваемых поподробнее, то ситуация ещё больше запутывалась. Казахи начинали говорить о жузах и своей принадлежности к ру, то есть роду.

Переписчики были не этнографами, чтобы вникать в эти тонкости, и придумали громоздкий термин «киргиз-кайсак». Но это в лучшем случае. В худшем переписчик просто писал «киргиз» в графе «национальность». Опрос шёл через переводчиков, грешащих сильным акцентом, и некоторые переписчики считали, что «кайсак» — это слово «киргиз», только произнесенное с большим дефектом дикции.

Казахам ещё повезло. Таджиков и туркменов переписчики вообще обледенили в один народ, а в Узбекистане придумали несуществующую национальность «сарты». Дело в том, что в Ферганской долине узбеки, таджики и уйгуры делили себя на сартов и и элатов. Сарты вели оседлый образ жизни, чем очень гордились, противопоставляя себя элатам, то есть кочевникам. Об этом они сразу же сообщили переписчикам. Те же решили, что это такой народ, так и записали в своих опросниках. Это добавило проблем этнографическим экспедициям, которые долго искали несуществующие народы в Средней Азии.

Ты тут самый грамотный?

Если же сам опрашиваемый хорошо говорил по-русски и мог читать и писать на главном языке империи, то переписчики его частенько записывали в …татары. У российских чиновников в голове никак не укладывался тот факт, что кочевник смог освоить великий и могучий.

Кстати, пункт «грамотность» тоже богат погрешностью. Под грамотностью переписчики подразумевали хотя бы умение прочитать несколько фраз в букваре и написать своё имя. Но это надо было сделать именно на русском. Если переписчику попадался казах, хорошо владевший арабским, а таких было немало среди состоятельных кочевников, получивших образование в Бухаре, и среди духовенства, то его всё равно записывали в неграмотные. Так в книгах переписи появились сотни «неграмотных» киргиз-кайсаков, которые на самом деле могли свободно читать Коран и писать каллиграфической арабской вязью. Покойники падали прямо под ноги: как проходила в южных краях Казахстана первая перепись населения

С графой «сословие» было чуть попроще. Дворянами магометане быть не могли, потому что этот вопрос регулировался православной церковью, поэтому всех ханов записывали в мещан, а просто богатых кочевников — в купцов.

Вот графа «род занятий» уже вызывала затруднения. В европейской части империи каждый всю жизнь занимался одним делом. В некоторых губерниях, например, Курляндской, Бессарабской и Ковенской, ещё были сильны традиции гильдий, и пивовара, решившего открыть скотобойню, могли и прибить за то, что он лезет не в свою сферу бизнеса.

Особенности степного производства

Кочевники же в этом плане были более свободны. Настоящих ремесленников, то есть тех, которые мастерски изготовляли что-то одно, было немного. В основном ремесленниками могли считаться ювелиры, оружейники и мастера по музыкальным инструментам. По нынешним меркам их можно назвать производителями брендовой продукции. Остальные же кочевники умели многое. Это было необходимым навыком в суровой степи. При кочевом образе жизни нужно уметь и коня подковать, и новый шанырак из дерева вырезать, и сапоги сшить, когда старые прохудились, а до ближайшего населённого пункта неделя пути.

С развитием ярмарочной торговли в степных краях эти навыки стали приносить реальный доход, вот кочевники и занимались тем ремеслом, которое более востребовано именно сейчас.

 Хочешь продать скот, а на вырученные деньги построить мельницу? Пожалуйста! Вчера ты шил сапоги, а сегодня перешёл на чапаны, потому что спрос на них выше? На здоровье!

Вот только как быть переписчикам? Записывать его скорняком, портным, скотоводом или извозчиком? Ведь он иногда за денежку и грузы перевозит на своей арбе?

Особенно придирчивые переписчики не ленились расспрашивать, каким ремеслом опрашиваемый занимался дольше всего. Большинство же командированных заморачиваться не хотели и просто спрашивали, есть ли у опрашиваемого скот. Если была хоть дюжина баранов, то человека записывали в скотоводы, если нет — то чернорабочие.

Так и появился миф, будто казахи только и занимались тем, что пасли овец.

Всего в скотоводы было записано 72,3 % населения Туркестанской губернии. В ремесленники же чуть более 6 000 человек.

А вот проституток среди кочевников не было. По крайней мере, согласно переписи 1897 года. Тогда в Российской империи торговля собой была легализована. Нужно было лишь получить специальную карточку в полицейском участке и периодически проверяться у земского врача на наличие нехороших болячек. Так вот ни одна казашка за получением такой карточки не обращалась. В других губерниях империи торговлей собой официально занималось 0,6 % женского населения старше 14 лет.

Где родился, там и пригодился

Невольно напрашивается вопрос, почему перепись так мало упоминает русских и малороссийских поселенцев? Ведь к тому времени на территории Казахстана появилось много военных укреплений. Там наверняка были ремесленники, учителя, почтальоны,  священники, юристы, врачи и даже ученые. Наверняка были и кабаки для солдат и прочие увеселительные заведения. Дело в том, что и тогда существовало некое подобие прописки. Военные, духовенство, купцы и представители прочих профессий, оказавшиеся на казахстанской земле, были прописаны в других губерниях, даже если проживали тут годами. Временная регистрация вроде нынешнего ВНЖ в расчёт не бралась.

Переписчикам в Туркестанской губернии платили совсем немного. Всего 30 рублей в месяц. Для сравнения, в крупных городах империи переписчикам полагалось 100 рублей, при этом не надо было изнывать от жары под палящим степным солнцем. Неудивительно, что за такую работу брались совсем уж обнищавшие или некомпетентные люди. Отсюда и такая грубая погрешность в результатах. Хотя и старания ответственных переписчиков была напрасной.

Через 7 лет после обработки результатов началась столыпинская реформа, в наши степи ринулись тысячи переселенцев, и данные моментально устарели. Ещё через 8 лет свои коррективы внесла Первая мировая. 

Эмиграция после революции, гражданская война, массовый голод в 20-е годы прошлого века превратили результаты переписи в бесполезную макулатуру.

Перепись, начатая в 1926 году, проходила ещё тяжелее. Результаты были обработаны только к 1933-му и устарели уже до того, как были напечатаны. Кроме того, первая советская перепись должна была идеологически аргументировать создание КазССР, поэтому в казахи стали записывать и уйгуров, и туркменов, и таджиков, и узбеков, проживающих на территории Казахстана. 

Начало войны с Финляндией, а затем и Великая Отечественная изменили и эти данные.

И только в 1959-м прошла перепись, результаты которой отличаются минимальной погрешностью. Во-первых, переписчики относились к задаче более ответственно, во-вторых, даже в самых далёких аулах уже существовали архивы, а люди имели документы. И самое главное — для обработки данных впервые использовалась ЭВМ. Конечно, эта машина уступала по мощности нынешним компьютерам, но она обрабатывала результаты за считанные минуты и исключала погрешности. Во многом именно благодаря этой переписи удалось так быстро развить инфраструктуру в союзных республиках.