Этот день ежегодно празднуется как День независимости Казахстана. В 2004 году мы отмечаем 13-й день рождения.
Однако многие до сих пор затрудняются называть самые простейшие исторические даты, путают имена ханов, а названия улиц — и подавно.
Кто такой Кабанбай батыр? Мне — по Калинина!
Казахстан по праву можно назвать одной из богатейших стран центрально-азиатского региона. Здесь, в недрах матушки-земли хранятся бесценные сокровища.
Клад, представляющий собой историческую и культурную ценность всей республики. Красота природы: голубое небо, ослепляющее солнце, ветер, ласкающий кожу, — только они знают о том, что происходило здесь тысячи лет назад.
Став независимым государством, мы продолжили исследовать нашу историю. Ведь без прошлого, как известно, нет будущего.
Археологи постоянно обнаруживают бессчетное количество вещей, захоронений и курганов, которые сохранились до наших дней.
Земля сама рассказывает нам о прошлом, только вот язык ее понятен далеко не каждому.
Об экспедициях, интересных находках и просто истории рассказывает Зейнолла САМАШЕВ, заместитель директора Института археологии им. Маргулана.
— Какой была жизнь древних казахов?
— В первой четверти I тысячелетия до нашей эры на огромных пространствах степи и лесостепи происходили события, определившие историческую судьбу казахов.
Около 2,5 тысяч лет назад страну населяли «сарматы» и «савроматы», племена, очень близкие к скифам и сакам. Занимались они скотоводством, торговлей и ювелирным делом. Именно они с изменениями климатических условий научились кочевать. Переход к новым формам ведения хозяйства обеспечивал большее число савроматов продуктами питания. Но из-за переизбытка пищи возникло немало проблем.
Животноводство не требовало больших трудовых затрат, поэтому увеличение рождаемости быстро привело к относительному перенаселению и переизбытку рабочих рук. Образовались группы «лишнего» населения по большей части из мужчин. Они никак не вовлекались в труд, поэтому со временем из скотоводов «перевоплотились» в воинов.
Они добывали средства к существованию набегами, грабежами и войнами. За победу получали дань. Наиболее авторитетные и зажиточные воины-профессионалы становились во главе племенных объединений. Тогда же в жизни древних казахов произошло еще одно событие — начало использования в повседневной жизни железа. Завершился период бронзового века. Именно в это время наличие громадных конских табунов и массы свободного мужского населения создало новый военно-политический механизм — всадничество. Искусством верховой езды владели все — от мала до велика. При этом жесткие седла, стремена и подковы еще не использовались. Конскую сбрую делали из кости, рога и бронзы. И вот теперь — стали применять железо. Сбруя коней знатных воинов, седельные подушки и попоны украшались золотыми, серебряными и позолоченными бронзовыми бляшками, кожаными и войлочными аппликациями и шитьем.
— Чем отличался быт древних казахов?
— В быту они были неприхотливы. Бытовую утварь делали из недорогих и легкодоступных материалов — дерева, глины, бронзы, а также камня. Хотя местные металлурги умели изготавливать бронзовые котлы. Казан являлся непременной принадлежностью каждой семьи и был символом родового единства.
Нередко он украшался зооморфными и геометрическими узорами, фигурными ручками и ножками. Глиняные лепные горшки, кожаные фляги, деревянные миски, костяные и деревянные ложки, железные ножи с костяными рукоятками использовались во всех слоях кочевого населения. Однако в зажиточных семьях обычно применялась и более дорогая посуда. Значительная часть такой посуды попадала к племенной знати, как военная добыча, дары или плата за военную помощь. Металлообработка, как отрасль домашнего ремесла, была издревле известна казахам. Плавка, литье, ковка и другие операции с медью, железом и драгоценными металлами осуществлялись специальными мастерами, располагавшими необходимым набором инструментов и навыками.
Мастера могли в условиях кочевого быта изготавливать и ремонтировать крайне необходимые всем слоям населения предметы. Бронзовые и медные перстни, кольца, подвески, браслеты, серьги, бусы, а также зеркала были распространены среди всех слоев населения. Только различались они качеством изготовления. Важнейшей задачей кузнецов являлось изготовление оружия, конской сбруи, но в огромных количествах производились бронзовые наконечники стрел. Простота и быстрота литья наконечников в специальных сложносоставных формах обусловили использование для этого именно бронзовых сплавов. Делали их и из кости и железа, но таких изделий было намного меньше.
— Какое оружие использовали воины?
— Очень распространенным и престижным оружием являлись обоюдоострые мечи из железа и достигавшие 60 сантиметров в длину и железные кинжалы длиной 40 сантиметров. Клинковое оружие имело вид прямого или слегка изогнутого бруска. Рукоять обматывалась кожаным или тканевым шнуром. Из железа делались наконечники копий, пластины для панцирей и боевых поясов. Особым производством было изготовление луков, футляров для них, а также ножен для мечей и кинжалов. Из кожи каждому воину-всаднику изготовлялись боевые и портупейные пояса, а из войлока и кожи — шлемы.
Не исключено, что кочевники использовали небольшие щиты из дерева и войлока, способные защитить от удара меча и стрелы. Кроме того, не только воины носили оружие и защитную одежду, одевали также коней. Вооружение и снаряжение коня во многом определяло тактику боевых действий. Отсутствие тяжелых доспехов у коней и всадников резко увеличивало скорость и маневренность кавалерии, использовать засады, действовать вдали от собственной территории. Обстрел противника из луков с последующей схваткой на мечах и конях обычно решали исход сражения в пользу кочевников.
В случае же неудач кавалеристы имели возможность быстро отойти и оторваться от противника. Однако с IV века до нашей эры легкая конница все чаще сталкивалась с очень серьезным противником — тяжеловооруженной пехотой, наступающей плотным строем. Данное обстоятельство привело к изменению и системы вооружения, и тактики конницы. Прежде всего, значительно возросла роль тяжелых копий. Необходимость при атаке держать копье двумя руками увеличивала уязвимость всадника, поэтому ему понадобились надежные доспехи.
— А где жили древние люди, из чего строили себе жилье?
— Дерево широко применялось населением того времени для построек дома и повозки. Крытая арба, в которую впрягали быков и коней, служила для перевозки груза и людей, являясь одновременно и «домом на колесах». Были известны и сборные войлочно-деревянные жилища типа юрты или чума, которые ставились в местах зимовок и длительных стоянок. В большом количестве камень использовался для создания погребальных и культовых сооружений: из него вырубались жертвенники, скульптуры, вещи хозяйственного назначения.
— Как выглядели наши предки? Во что одевались? Какие украшения носили?
— Верхняя одежда рядовых кочевников состояла из длинных штанов, плотной кожаной или войлочной двубортного кафтана. Он застегивался спереди. Дополняли грозный вид воинов кожаный пояс и короткие сапожки. Голову прикрывали башлыком или шлемом. Знатные же сарматы, используя в основном одежду традиционного кроя, шили ее с применением дорогих импортных тканей. Также украшали их нашивными бляшками и аппликациями. Особенной пышностью отличалась одежда и головные уборы вождей и их жен.
Они носили очень дорогие, виртуозные по технике исполнения украшения из золота с драгоценными камнями. Обязательной принадлежностью воина были два пояса — боевой и портупейный. Именно к ним подвешивался футляр с луком и стрелами — на левый бок. Спереди в области — меч, на правом боку — боевой топор или секира. Ножны ремешками привязывали к правому бедру воина. Спину всадника прикрывал щит, закреплявшийся специальным ремнем.
— Какова была власть кочевников и кто стоял во главе? Какую они исповедовали религию?
— Общественные отношения вполне соответствовали уровню кочевых сообществ. На верхней ступени социальной лестницы находились родоплеменные старейшины и вожди: роль последних особенно возрастала во время войны. В моменты особой опасности происходили выборы «царей», но их полномочия были ограниченными. Положение женщин в это время было достаточно высоким. Девушки до выхода замуж наравне с мужчинами владели оружием. Таким образом, почти все взрослое население в случае необходимости могло принимать участие в боевых действиях.
Существовало и рабство, но оно было патриархальным. Рабы, чаще всего военнопленные, входили в состав родоплеменных коллективов, но не пользовались правами его членов. Огромную роль в жизни играли служители религиозных культов — жрецы, прорицатели, шаманы, целители. Сарматы были приверженцами язычества. Они верили в мир подземный, мир живых людей и природы, верхний мир богов и духов праведников. Верховное божество солнца и огня ассоциировалось с конем, божество ветра и бури — с быком. Помимо веры в главных богов существовали представления об одушевленности гор, ручьев, рек, озер.
— Наша страна — настоящий кладезь древностей, расскажите о последних исследовательских экспедициях
— Каждый регион нашей страны уникален. Однако я остановлюсь на Западном Казахстане. Актюбинская область богата ценностями исторического и культурного значения. В земле этого района спрятано немало эпох. Из года в год исследователи находят новые предметы, помогающие раскрыть историю разных времен. Но археологи бьют тревогу: многие исторические памятники в Актюбинской области безжалостно уничтожаются нефтяными компаниями.
Сегодня в Актюбинской области проводятся только аварийно-спасательные раскопки. Ведь скважины, предназначенные для выкачки нефти, устанавливаются рядом с историческими памятниками и неизученными курганами, а нередко и на их месте. Прежде чем открывать новое место для добычи нефти археологам необходимо изучить эту местность на наличие культурных ценностей.
Первые археологические исследования на территории Актюбинского уезда проводились в 1887-1888 годах.
В своем отчете за эти годы один из знаменитейших историков-археологов Нефедов назвал несколько памятников в границах современной Актюбинской области. В конце 19 века ученым предстала очаровывающая картина. Развалины недалеко от озера Балгасани на первый взгляд были неживыми, но при раскопках рассказывали о делах давно минувших дней. В городе, занесенном тысячелетними песками, сохранилось только несколько зданий из жженого кирпича. Самые ценные находки были найдены при рытье ямы для скота. Там обнаружилось древнее захоронение эпохи поклонения языческим богам. Кости человека и лошади, седло, украшенное серебром и золотом. Но самым красивым был золотой идол, зажатый в зубах покойника.
С тех самых пор у историков начали появляться все новые и новые данные о том, что эта область была довольно-таки густонаселенным районом. Находили некрополи, захоронения различных слоев древнего общества, разного размера укрепления. В 1926 году было найдено 20 археологических памятников. Была установлена также закономерность, что около курганов, обложенных по поверхности камнем, располагалось несколько каменных колец. Найденные в погребениях бусы и украшения позволили предположить о возникновении андроновских традиций в западных районах, а также связь этих предметов с абашевской и сейминской культурами, возникшими в Башкирии, Поволжье и в Северном Кавказе.
Эти культуры существовали в XIV-XII веках до нашей эры. Выделили курганы круглых и конусообразных форм с насыпью из земли и камня, возможно относящиеся к средневековью, трапециевидные, окруженные рвом, относятся к эпохе ранних кочевников, а также курганы с сильно оплывшими склонами, иногда ассиметричные — эпоха бронзы.
Так выглядели наши древние предки: статные мужчины на конях с луками, красивые женщины, владеющие мечами, уважаемые старейшины.
Вокруг — бескрайняя степь и высокое синее небо. Но история на этом не заканчивается. Через годы археологи снова порадуют нас находками, открывающими завесу истории. Если только современники не сотрут с лица земли то, что еще можно восстановить.