Они появляются на "красной линии", на месте бывших скверов и фонтанов, на прилегающих к многоэтажным и частным домам территориях. Но экологи региона говорят и о другой проблеме, которая невольно или умышленно упущена из виду контролирующими органами. Речь в ней идет о водоохранных зонах, а значит – о здоровье всех граждан.
Отдых одних – ущерб для других?
В последнее время вдоль реки Талас, протекающей через город, стали появляться кафе и места отдыха, где все желающие могут устроить привал на лоне природы, вкусно поесть и поплавать в теплой водичке.
– Безусловно, развитие бизнеса мы должны приветствовать, – считает местный эколог Амангельды ИЗБАСАРОВ. – Но предприниматели должны понимать, что нельзя думать только о доходах и сиюминутной выгоде. Важно понимать, что, ухудшая обстановку в водоохранных зонах, мы завтра получим природный дисбаланс.
Сегодня возведенные вдоль реки кафе работают преимущественно в летний период. И что происходит вокруг? В такие зоны отдыха стекаются сотни горожан, после посещения которых остаются горы мусора.
Очень часто весь этот хлам попадает прямо в реку. Потом ниже по течению реки жители сел вылавливают пакеты, баклажки, окурки, пищевые остатки и так далее. Всё это приводит к заторам и затопам, а в конечном итоге губительным образом влияет не только на флору и фауну, но и вообще на эстетический вид реки.
Кроме того, по мнению эколога, часто в таких местах люди попросту справляют нужду. Не задумываясь о том, что в этой реке купаются дети!
– Вблизи рек также появляются частные дома и землянки, – говорит он. – Канализационные и другие стоки, зачастую от сараев и ферм, также пущены в реку, – заявляет он. – Прибавьте сюда различную химию, которую сливают некоторые частные цеха, производящие товары народного потребления, и вам больше никогда не захочется ни купаться в реке, ни ловить в ней рыбу.
Пояса безопасности
С экологом согласны и в городской водоснабжающей компании “Тараз су”. Руководитель производственно-технического отдела Ажмухан БОЛТРИКОВ считает, что ситуация вообще может сложиться катастрофически.
– К водоохранным зонам относятся и наши объекты, – говорит он. – Я имею в виду водозаборные скважины. Строить объекты вблизи них категорически запрещено, но это мало кого останавливает. А ведь в нашем случае речь идет о безопасности и здоровье всего города!
По его словам, сегодня для бесперебойного обеспечения чистой питьевой водой круглосуточно работают 20 водозаборных скважин. Они ограждены, и посторонние лица вряд ли туда попадут. Но что тревожит – вокруг них появляются здания и сооружения, а вслед за этим – и бытовые отходы. Госструктуры заинтересовались появившимися строениями в водоохранной зоне реки Кастек в Жамбылском районе
– Для водозаборов подземных вод в обязательном порядке определяются и устанавливаются три пояса санитарной охраны, которые защищают их от загрязнения поверхностных стоков, – говорит собеседник. – При первоначальном утверждении запасов подземных вод местных месторождений из-за малой заселенности района зоны санитарной охраны второго и третьего поясов не требовались. То есть фактически сегодня город защищен только одним поясом.
Пока не поздно!
Но с тех пор население увеличилось значительно, источники загрязнения прибавились.
– Мы не раз обращались в акиматы близлежащих районов с пояснением о том, что в радиусе 400–600 метров от водозаборных сооружений не должны выделяться земельные участки для индивидуального жилого строительства или бизнес- и других объектов. Не должно быть свалок, сельскохозяйственных отходов и выращивания растений с применением различных удобрений. Несмотря на это, в водоохранных зонах селятся люди. Хозяйственная деятельность человека часто приводит к нарушению природного состава воды.
Люди, поселившиеся вблизи рек и водозаборов, строят туалеты, устраивают мусорные свалки, держат скот, используют химикаты для орошения своих земель. А потом вся эта грязь попадает в подземные воды.
Ажмухан Заурбекович поясняет, что пока в город подается чистая питьевая вода благодаря природным ресурсам. И мы должны этим дорожить.
– Важно понимать, что необходимо как можно скорее освободить водоохранные зоны от самозахвата, чтобы избежать серьезных последствий для здоровья населения. Ведь подземные воды требуют охраны, рационального использования и сохранения чистоты в интересах будущих поколений. Сегодня в город подается около 70–80 тысяч кубических метров питьевой воды в сутки. Запасы наших месторождений таковы, что можно было бы обеспечивать еще один такой город. Но все может измениться в один момент, если сегодня мы скорейшим образом не примем меры!
ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ